На заснеженных полях Омской области до сих пор можно увидеть работающие комбайны, которые, кажется, из последних сил пытаются довести до победного конца нынешнюю уборочную. Получается не у всех, хотя новостные ленты то и дело пестрят сообщения о рекордном количестве урожая – более 3 млн тонн.
Дата окончания уборки зерновых культур – максимум середина ноября. При этом около 3% урожая так и останется на полях. В общих цифрах – это более 100 тысяч га. Чем это может обернуться для региона?
Глядя на внезапную зиму в октябре, фермеры разводят руками: погодные условия не устают каждый год преподносить сюрпризы. Последний раз с такими трудностями землепашцы сталкивались в 1979 и 1984 годах. 30 лет назад под снежным покровом и вовсе осталось погребёнными около 500 тысяч га пшеницы. Нынешней осенью ситуация несколько оптимистичней, но радужных красок в общей картине явно не хватает. Средняя урожайность не очень высока – 15,5 ц/га. Только ли в снеге причина проблем? Во-первых, из-за прохладного лета срок вегетации сельскохозяйственных культур увеличился на десять дней. Во-вторых, во многих районах количество осадков спутало планы многим фермерам.
3% урожая
уберут только весной
- Дожди в сентябре шли через день, в итоге из всего месяца урожай убирали максимум неделю, - говорит Николай Петров, комбайнёр из Исилькульского района. – Когда закончились дожди – пошёл снег. В итоге около 30% площади конкретно нашего поля осталось неубранными, зерно осталось на корню под снегом.
Убытки аграрии несут не только из-за оставленного на полях (а, значит, и непроданного) зерна. В копеечку влетает и его сушка на элеваторе. Плюс к этому пшеница, убранная весной, может пойти только на фуражный корм. Хотя 70% намолоченного омского зерна - пшеница 3-го класса.
Кстати
Благоприятные условия уборки отмечались за последние 35 лет в 1980, 1981, 1982, 1985, 1986, 1988, 1989, 2003, 2007, 2008, 2010, 2011 годах. Чаще хорошие условия уборки складывались в засушливые годы, при раннем созревании хлебов, рано начинался обмолот. Самая ранняя дата завершения уборки зарегистрирована 5 сентября 1988 г.
Откапываем пшеницу
В КФХ «Горячий ключ», несмотря на погодные условия, фермеры работают в круглосуточном режиме и уже практически закончили откапывать пшеницу из-под снега. Посевные площади здесь впечатляют – 14 тысяч га! Юрий Щербак, глава КФХ, размышляет:
- Осень в Сибири очень короткая, мы уже думаем о том, что нужно перестраивать стратегию уборочной компании. После дождей, когда ещё не выпал снег, на поля невозможно было заехать – земля была настолько напитана водой, что техника просто могла утонуть.
Следует отметить, что от капризов погоды пострадал почти весь Сибирский федеральный округ. На конец октября в Алтайском крае было обмолочено 92% от уборочной площади, в Курганской области – 62,1%, в Тюменской – 91,9%, Новосибирской – 96,3%. В Омской области эта цифра почти 95%. Уборочные кампании завершились только в четверти регионов страны. Впрочем, как уверяют чиновники, на стоимость хлеба тяжёлая борьба за урожай повлиять не должна. Хлебного кризиса тоже не предвидится.
- Внутренняя потребность региона из 3 млн тонн намолоченного зерна – 1,5-1,8 млн тонн, - объясняет Сергей Дудницкий, начальник отдела растениеводства и землепользования министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области. – Сюда относится и фуражное зерно на нужды животноводства. За пределы региона ежегодно экспортируем 1 – 1,2 млн тонн зерна.
Сейчас аграриям остаётся только надеяться, что спрос на омское зерно будет хорошим. Можно, конечно, думать о рекордных цифрах урожая, но на фоне этого не стоит забывать и о том, что по всей стране уже намолотили более 100 млн тонн, и внутреннему рынку его вполне хватает. Что касается зарубежных партнёров, то, увы, поставка омского зерна в тот же Египет или Китай пока остаётся на уровне разговоров.
Комментарий специалиста
- Основная проблема, препятствующая развитию производства зерновых в Сибири, это очень высокие тарифы на железнодорожные перевозки – как в восточном, так и в западном направлении, - комментирует Павел ПАВЛОВ, замминистра сельского хозяйства и продовольствия Омской области. – Транспортные тарифы мешают качественному сибирскому зерну попадать на крупнейшие зерновые рынки мира, хотя аграрии Омской области, к примеру, имеют огромный потенциал и способны как минимум удвоить производство. Наше зерно трудно доставить во Владивосток и далее в Юго-Восточную Азию, столь же дорого его транспортировать в Новороссийск, откуда оно могло бы попасть в северную Африку и на Ближний Восток. Для сравнения: доставка американского зерна из Чикаго в Шанхай стоит 100 долларов за тонну - вдвое дешевле, чем транспортировка омского зерна в том же направлении. При этом американцы везут свой товар железнодорожным транспортом до своего порта, а потом ещё семь с лишним тысяч километров по Тихому океану, а мы даже не можем окупить менее трёх тысяч километров железнодорожного пути по территории своей страны. Эта абсурдная ситуация не позволяет омским аграриям вывозить свой товар за границу, поскольку он становится заведомо неконкурентоспособным, и в тоже время внутренний рынок не нуждается в таком количестве зерна. Скажем, в нынешнем сезоне в Прииртышье произведено около 3 млн тонн зерна, из этого объёма только 1,8 млн тонн будет реализовано внутри нашего региона, а остальные 1,2 млн тонн необходимо продать за пределами области. Выход только один – добиваться принятия специальных железнодорожных тарифов для сельхозпроизводителей Сибири, как этого уже добилась угольная промышленность России. В этом нас поддерживают значимые организации - «Российский зерновой союз» и «Объединённая зерновая компания».