Людям с зависимостью помогают в реабилитационном центре Омской области

С наркозависимостью здесь борятся с помощью физического труда. © / Министерство труда Омской области

Весь день у постояльцев центра «Становление» расписан по минутам. Отклонение от графика имеет свою «меру наказания», о чём постоянно напоминают плакаты на стенах. Дисциплина пожёстче, чем в армии. Даже за одно матерное слово здесь заставят отжаться от пола 50 раз. Многие клиенты, а точнее, резиденты, как их называют, сначала мечтают убежать из центра, а потом привыкают. И, что самое главное, к наркотикам абсолютное большинство людей уже не возвращаются. Гарантию выздоровления здесь дают в 90% случаев. Недавно центр выиграл грант в размере почти 1 млн руб. из средств областного и федерального бюджетов.

   
   

Призрачная свобода

Практически все подобные центры реабилитации, которых сейчас в регионе около 20, создаются силами бывших наркоманов, сумевших побороть зависимость. Первое подобное учреждение появилось в Горьковском районе семь лет назад.

АиФ
Химические наркотики убивают человека за пару лет.
– Основной принцип реабилитации заключается в том, что она не должна быть комфортной, – объясняет Дмитрий Косаченко, руководитель центра «Становление». – Здесь люди учатся отвечать за свои слова. Наказания за неисполнение правил различные – и отжимания, и очередные дежурства по кухне... Реабилитация наркоманов – процесс динамичный, и в нём постоянно что-то изменяется. Избавиться от зависимости можно только усилием воли. Мы даём людям навыки того, как противостоять тяге к наркотикам. Наркотики рушат все комплексы человека, он чувствует свободу и цепляется за неё, не понимая, что это капкан.

Дмитрию можно верить – он сам бывший наркоман, но из семилетней борьбы с зависимостью вышел победителем. И решил спасать чужие жизни. Копировать ранее придуманные программы реабилитации не стал и по кусочкам создал нечто совершенно новое. Впрочем, основной упор в центре делают не только на дисциплину и физический труд (личное подсобное хозяйство в центре имеется), но и на самоанализ, групповую терапию. Говорят, что через полгода отсюда выходят совершенно другими людьми.

Семейная болезнь

Бывшие резиденты, избавившись от тяги к наркотикам, иногда становятся консультантами центра.

– Если человек будет и дальше помнить то, чему мы его учим, то у него всё в жизни получится, – объясняет Алексей Наливкин, бывший резидент, а сейчас консультант «Становления». – Моя история с наркотиками началась ещё в 90-х годах. Однажды после передозировки я испугался и на 12 лет забыл о зависимости. Потом сорвался, и через полгода мне уже не помогали никакие клиники. Я так сильно отчаялся, что хотел покончить с жизнью, пока родственники не увезли меня в центр.

Примечательно, что в центре находятся на реабилитации не только мужчины, но и женщины, и таких мест в регионе только два.

   
   

– Лечить зависимость у женщин сложнее, чем у мужчин, так как женщины фокусируются только на себе, – объясняет Дмитрий Косаченко.

Работают в центре и с родственниками наркоманов, так как уверены, что наркомания – болезнь семейная. И многие родители чрезмерной опекой только усугубляют положение.

Кстати, за последние два-три года предпочтения наркоманов региона переключились с опиумных веществ на синтетические. 80% резидентов центра поступают сюда именно из-за «химии».

– Если, употребляя героин, человек способен лет 10-15 держаться на плаву, то «химия» убивают человека за год-два, – объясняет Дмитрий. – Организм работает на износ. И часто именно с «химией» возникает точка невозврата, когда вернуть человека к нормальной жизни уже практически нельзя. В этом случае мы рекомендуем обращаться в психиатрическую больницу.