«Бог даёт – берите!». Как воспитать пятерых детей и не сойти с ума?

Мечта Приваловых о большой семье осуществилась. © / Александра Горбунова / АиФ

Накануне Дня семьи, любви и верности, который в России отмечают 8 июля, Виктория и Артём Приваловы – гости редакции «АиФ в Омске».

   
   

Стереотип многодетности

Omsk.aif.ru: Виктория, Вы первого ребёнка родили уже после 30 лет, через два года второго, потом третьего… 10 лет декретного отпуска и пятеро детей – это не каждый выдержит. Это ваша мечта о большой семье?

Виктория Привалова
«После каждой беременности врачи отправляли на аборт»
Виктория Привалова (В.П.): Если бы мне 12 лет назад сказали, что у меня будет пятеро детей – никогда бы не поверила. Хотелось хотя бы одного родить, возраст всё-таки поджимал. Но когда забеременела, врачи сказали, что по состоянию здоровья мне ребёнка, не выносить, что нужно делать аборт. Вы не поверите, но мне это говорили после каждой моей беременности. Как видите, все живы и здоровы. Я всё-таки считаю, что аборт – это грех. Бог даёт – надо брать! К тому же врачи разные бывают. Одни советовали делать аборт, другие, занимающиеся патологиями при беременности, говорили «вам нельзя, но мы вам поможем». Ещё я видела, как вера помогала женщинам с заболеваниями, которые несовместимы с рождением ребёнка, обзаводиться большой семьёй.
Виктория и Артём Приваловы. Фото: АиФ / Александра Горбунова

– Отношение к многодетным семьям в обществе зачастую пренебрежительное. Считается, что это неблагополучные родители, у которых семеро по лавкам.

В.П.: Этот стереотип ещё с советских времён сложился. Я тоже так думала, а потом столкнулась с таким же пренебрежительным отношением людей по отношению к себе. Но когда начинаешь с людьми общаться, то никаких лишних вопросов уже не возникает. Сейчас вообще всё идёт к тому, что в семьях 2-3 ребёнка – это норма. Хотя идеального количества детей не существует – чем больше, тем лучше. Конечно, в пределах разумного.

– Может, материнский капитал стимулирует демографию в стране?

В.П.: Может быть, но вот в нашей семье маткапитал пока существует только в виде бумажки. Нам вот, к примеру, с таким количеством детей, очень нужен автомобиль, но на средства маткапитала его приобрести нельзя. Так что сертификат отложен на будущее.

   
   

– Что касается пособий многодетным семьям, с этим всё тоже печально?

В.П.: Вообще очень странно, когда материальную помощь в стране больше оказывают родителям, которые берут себе приёмных детей, а не которые рожают своих. Нам сейчас, как многодетной семье, выделяют 310 рублей в месяц и 500 рублей на каждого ребёнка. Есть бесплатный проезд, 50%-льгота на оплату коммуналки. В общем-то это всё.

Артём Привалов (А.П.): Хотя недавно мы подписали с региональным министерством труда и соцразвития социальный контракт на получение 50 тыс. руб. Существует закон о повышении благосостояния семей, у которых доходы ниже прожиточного минимума. Но здесь не просто людям дают деньги. Нужно написать бизнес-план, а потом отчитаться, что полученные деньги работают на благосостояние семьи. То есть ремонт на них, к примеру, не сделаешь. Мы с женой, так как давно увлекаемся фотографией, решили открыть выездную фотостудию и организовали малый частный бизнес.

А бахилы – бесплатно!

– Артём, вы сейчас являетесь членом правления общественной организации многодетных семей Омской области. Зачем вам ещё и общественная деятельность ко всему прочему?

А.П.: Помогаю отстаивать права многодетным семьям, которые порой даже не знают, какие льготы им положены. Например, в школах нет бесплатного горячего питания для детей из многодетных семей, их не обеспечивают бесплатной формой, в том числе, и спортивной, рабочими тетрадями и так далее. Но это ведь всё в федеральном законодательстве прописано. В нашем регионе очень много прав многодетных не соблюдается, поэтому приходится многое доказывать через суды. Хотя директора школ до судов стараются дело не доводить, это им дороже обойдётся, чем выделение 1 000 рублей на рабочие тетради. У нас отстаивание прав в организации доходит вплоть до бесплатных бахил в больницах, за которые почему-то требуют деньги. Есть приказ в Минздраве, согласно которому всем посетителям бахилы должны предоставляться бесплатно, а не только многодетным. Но ведь никто этого не знает! И попробуйте это докажите.

Дети в семье Приваловых растут в любви и заботе. Фото: АиФ / Александра Горбунова

Спорных ситуаций тоже много. Например, в однокомнатной квартире жила семья, в которой было семеро детей. Родителей хотели лишить родительских прав. Семья эта обратилась к нам в организацию, мы вопрос решили, дети остались с мамой и папой. Конечно, семеро детей в одной комнате – это никуда не годится, но это не основание лишать родительских прав. Сейчас у многодетных много проблем с предоставлением земельных участков, так как их часто выделяют в каком-нибудь захолустье, где нет никаких коммуникаций.

– Артём, вы ещё и педагог начальных классов, у вас дети повсюду. Вы от них не устаёте?

А.П.: Работа тяжёлая. Причём иногда тяжело не столько с детьми, сколько с их родителями. Какое время, такие и нравы. Меняется окружающая действительность, меняется и поколение. Нравственные ориентиры у детей уже не те. То, что сейчас можно увидеть в интернете, раньше по телевизору не показывали. А у многих родителей не хватает ума элементарно поставить фильтры безопасности в сети.

– Может всё оттого, что нынешние родители – это поколение 90-х, до которых никому не было дела во время перестройки и которые не могут должным образом воспитать своих детей?

А.П.: Естественно, в 1990-х годах родители в семьях больше занимались выживанием, чем воспитанием детей. Вот и получается, что у нас выросло своего рода потерянное поколение. Да, они немного циничные. Я боялся, что поколение будет потеряно в плане алкоголя и наркотиков, так как процент наркомании среди подростков в конце 90-х был большой. Однако нет, вроде взялись за ум и выросли нормальными людьми.

Про совесть и чужую боль

– Многие родители и одного-то ребёнка не могут воспитать, а у вас сразу пять и все чем-то увлекаются, в кружки ходят, книжки читают… Всё как-то очень правильно. У вас особая система воспитания?

А.П.: Мы стараемся воспитывать детей по христианской нравственности, где одна из самых важных мыслей заключается в том, что совесть – голос бога в каждом человеке. И если перед тобой возникает вопрос, делать что-то или нет, задай этот вопрос к своей совести. Совесть – это внутренний цензор, который контролирует поведение и ребёнка, и взрослого. И повлиять на это не могут ни внешние стимулы, ни страх наказания. У многих людей совесть сейчас похоронена где-то глубоко в душе, а надо её оживлять, вытаскивать наружу, пользоваться ею. Она в любой ситуации подскажет, как нужно поступить. Вот это мы и стараемся объяснять детям.

В.П.: Кстати, мы очень много рассказываем детям о войне. Они очень фильмы на эту тему любят. Сейчас у молодёжи к войне отношение более лёгкое. Мы объясняем детям, насколько это страшно. Очень важно, чтобы они могли чувствовать чужую боль. Ну и, конечно, понимать, что на первом месте в жизни каждого человека должны стоять любовь и взаимопонимание.

Дети в семье всегда находят себе полезное занятие. Фото: АиФ / Александра Горбунова

– То есть, ребёнка лучше не наказывать?

А.П.: Иной раз хочется наказать, потому что ты ему уже десять раз замечание сделал, а он всё равно по-своему делает. Но нужно уметь прощать. Лучше объяснить ребёнку в одиннадцатый раз, почему он не прав, чем наказывать его. Многие родители начинают злиться на детей, когда те, например, бегают по квартире и орут. Я, как педагог, понимаю, что у ребёнка развивается артикуляционный аппарат. И если я буду запрещать ему кричать, то ничего хорошего из этого не получится. Если ребёнок очень активный, то это из-за того, что он развивается физически. И нет ничего ужасного в том, что дети бегают по квартире и орут, как бы не хотелось нам превратить свою квартиру в подобие кладбища и ходить там на цыпочках в тишине. Ребёнку нужно давать возможность развиваться. Но, конечно, если в то время как он бегает и прыгает, рядом спит бабушка, у него должна включаться нравственность. Когда ребёнок учится регулировать свои импульсы, тогда и начинается социализация личности. Обычно осознание своего поведения происходит после пяти лет.

И на чтение книг времени хватает. Фото: АиФ / Александра Горбунова

В.П.: На самом деле, когда все дети вместе, когда они бегают по дому и орут – это большое счастье. Стоит кому-то уйти, то хоть и становится тише, но чего-то всё равно не хватает. Да, дети отнимают и силы, и время, но от них ты получаешь дополнительный заряд положительных эмоций. Когда опускаешься на уровень детского восприятия, то мир играет новыми красками.

Досье
Виктория и Артём Приваловы, многодетная семья, в которой пятеро детей. Виктория – экономист по образования, работала в ОГИС, после выхода из декрета стала маркетологом. Артём – учитель начальных классов в школе №32, член правления областной региональной общественной организации многодетных семей города Омска и Омской области.