12 декабря Владимир Путин обратился с ежегодным посланием к Федеральному собранию. Он заявил, что жилищная политика должна стать одним из решающих факторов демографического развития, следует ввести проект «Жильё для российской семьи», в рамках которого необходимо построить 75 млн кв. м жилья.
Однако многодетный отец Александр Воложанин уже не верит никаким обещаниям. С 2006 года он стоит в очереди на получение квартиры, у него шестеро несовершеннолетних детей. Сейчас семья из девяти человек ютится в однокомнатной квартирке на Завертяева.
Закрытые двери
– В собственности у меня никакой жилплощади нет, – рассказывает Воложанин. – В получении жилья как сироте мне отказали, я проиграл два суда. Не встал в своё время на учёт, потому что не знал ничего об этом, а потом оказалось поздно. В декабре 2012 был на личном приёме у мэра, тот сказал, что квартиру можно получить только в порядке очереди, а в ней – несколько тысяч семей.
Многодетный отец встал в очередь на жильё по коммерческому найму, но оно сейчас выделяется тем, кто живёт в аварийном. Кроме того, как медработник (Александр трудится в «Скорой помощи»), он стоит на очереди и был 111-м два года назад, но средства на программу не выделяются уже несколько лет. Правда, однажды предложили пару временных вариантов, но въезжать в старый промёрзший барак в районе телевизионного завода или в почти неблагоустроенную квартиру площадью 27 кв. м семья не решилась.
Администрация поселения признала семью нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставила на учёт. Полгода женщина ходила по кабинетам и, наконец, обратилась в суд. Но там ей в первоочередном предоставлении жилья отказали. Прокуратура на обращение Ольги отвечает, что сейчас в собственности администрации Лузинского сельского поселения нет муниципального жилья, которое может быть предоставлено по договору соцнайма.
– Как жить дальше и в какие ещё двери стучаться, я не знаю, – плачет женщина.
Упали до черты
– Жилищная тема очень сложная, – соглашается Анатолий Тиль, директор департамента архитектуры и градостроительства. – Мы помним период, когда в Омске объёмы ввода жилья падали до 120-150 тыс. кв. м в год. Сейчас постепенно выходим из кризиса, но его всё равно катастрофически не хватает. Реализация приоритетного нацпроекта «Доступное и комфортное жильё гражданам России» в Омске сейчас осуществляется на основании целевой программы «Жилище», принятой ещё в 2003 году. Это как раз тот период, когда мы упали до критической черты. На 2003-2010 годы была утверждена концепция жилищного строительства в Омской области.
Для этой цели были даже подготовлены мероприятия по разработке градостроительных документов, и в 2007 году утверждён генплан города Омска на период до 2015 года. Но следовать ему не удаётся.
– На сегодняшний день в Омске утверждено 29 проектов планировки, 12 проектов межевания территории города, разработанные проекты планируется завершить в 2017 году, – поясняет чиновник. – Хотя выполнить эти работы мы планировали до 2011 года, тогда многих проблем сегодня не было бы.
Надо сказать, что программ, направленных на решение квартирного вопроса, сейчас немало. В рамках той же программы «Жилище» действует подпрограмма «Молодая семья», но получить сертификат на приобретение своей квартиры удаётся немногим.
– Нас с мужем не приняли в программу, так как мы прописаны в разных местах, фактически живём у его родителей, и площади, формально, нам по «квадратам» хватает, – рассказывает Ирина П. – Так что программа «Молодая семья» далеко не для всех!
Без денег нет жилья
Основными проблемами, препятствующими росту жилищного строительства, являются низкий уровень доходов населения, высокие ставки по ипотечным договорам и большой размер платы за подключение объектов капитального строительства.
Обеспечение граждан доступным и достойным жильём является одной из важнейших задач социально-экономической политики, и уровень, на котором эта проблема решается, непосредственно отражает заботу власти о благосостоянии граждан и общества в целом. К сожалению, практика разных стран показывает, что ни одно государство не в состоянии самостоятельно нести бремя обеспечения граждан квадратными метрами.
– Строящееся на территории города жильё по финансовому показателю недоступно для большинства омичей, – констатирует Светлана Шенфельд, директор департамента жилищной политики. – Я говорю о гражданах, которые нуждаются в улучшении жилищных условий и стоят на учёте в администрации Омска. А таких 23 556 человек на начало этого года. Все те направления по жилищной политике, которые на сегодняшний день существуют в виде предоставления социальных выплат, только частично могут помочь гражданину с невысоким уровнем дохода реализовать свою потребность в жилье.
От редакции: Ситуация складывается не лучшим образом. По словам специалистов, для того чтобы ликвидировать существующую в Омске очередь из социально незащищённых категорий граждан и обеспечить каждого нормой в 30 «квадратов», нужно построить 7 млн кв. м жилья, т. е. практически удвоить жилые площади в Омске. Поэтому темпы строительства в 500-600 тыс. кв. м в год слишком медленные. Если есть перспектива приобрести жильё, то люди будут искать работу здесь, если нет – начнут уезжать из Омска, и тогда дома будет строить уже не для кого.
Селу помогаем
Нужны молодые и умные
Про домовых
– Зоя Денисовна говорит, что квартира – это всё, что у неё осталось. Она использует её как шанс. Как если бы у неё осталось одно бриллиантовое колье от бабушки, и она до старости продавала по камушку с него. Так и квартира – она бьётся за каждую комнату, чтобы достичь цели.
Я воспринимаю квартиру как нечто живое. И вообще верю в домового. Когда переезжала в другую квартиру, то прочитала, что если вам жилось на старом месте хорошо, то нужно перевезти с собой домового. Взять полотенце, сказать определённые слова, замотать его потом. Мистика, конечно, но когда я так сделала, села в такси и положила полотенце подмышку, то оно… шевелилось. Как котёнок. Мне никто не верит, но так было на самом деле.