«ОСАГО» для крестьян: Зачем селу обязательное страхование?

   
   

Позиции омского сельского хозяйства как в Сибирском федеральном округе, так и во всей России довольно высоки: по объёмам производства зерна, мяса и молока область находится в первой десятке лидирующих регионов России.

Однако есть нюанс: страховать своё добро крестьяне привыкли, только если берут кредит в банке. Скоро ситуация может измениться, и страхование полей, лугов и огородов станет таким же обязательным, как и полис ОСАГО для автовладельцев. Мы решили обсудить эту перспективу с представителями страховых компаний, банков и министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области.

Участниками круглого стола стали:

 Лариса МАШИНСКАЯ, начальник департамента экономики и бухгалтерского учёта министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области;

 Владимир ТЯШКУН, исполнительный директор по работе с предприятиями агропромышленного комплекса ООО «ВСК»;

 Владимир ПЛАТОНОВ, директор Омского регионального филиала «Страховая Компания «Согласие»;

   
   

 Галина БЕЛЯЕВА, начальник отдела организации кредитования юридических лиц в филиалах Омского отделения Сбербанка России;

 Максим ЛУКЬЯНЧИКОВ, управляющий городским допофисом № 4 ОАО «Россельхозбанк».

Урожай как залог

- В августе все мы ощутили скачок цен на сельскохозяйственную продукцию. Многие граждане стали активно запасаться продуктами на случай «чёрного» дня. Он наступит?

Лариса МАШИНСКАЯ:

- Я бы не стала говорить, что ситуация патовая. Омская область производит гораздо больше продовольствия, чем мы, её жители, можем потребить. Ажиотаж есть, но он надуман, и я уверена, что те меры, которые разработаны правительством области и внедряются сегодня, в частности, региональная программа по продовольственной безопасности, помогут нам снять общее напряжение.

- А кто поможет снять напряжение в среде сельхоз­производителей? Даже в нашей нежаркой области многие из них понесли убытки.

Владимир ПЛАТОНОВ:

- К сожалению, в Омском регионе очень мало крепких хозяйств, которые идут на заключение договоров о добровольном страховании урожая, имущества, техники, производственных комплексов и так далее. Понять крестьян можно. Им и без того есть куда вкладывать деньги: в приобретение горючего, кормов, обновление машинно-тракторного парка... В большинстве случаев страхование является неотъемлемой частью процедуры по выдаче кредитов в банке. То есть урожай страхуется как залог.

- Не бывало ли так, что клиенты намеренно портили посевы, чтобы получить страховую выплату и тем самым поправить свои дела?

 - Нет, таких случаев в нашей практике не было. Аграрии понимают, что если в этом году он покажет банку, что у него 0% урожайности, в следующем ему будет труднее взять кредит.

- Сегодня очень много говорят о том, что государство должно брать на себя полное бремя ответственности и помогать селянам вставать на ноги после каких-то глобальных катаклизмов.

Владимир ТЯШКУН:

- Такая ситуация возможна где-нибудь в Европе, где сельским хозяйством занимается 6-8% граждан, и при этом они умудряются кормить всех остальных. У нас же в данной отрасли занято 40%, а кое-где и 60% населения. И надо разделять, для кого это способ выжить, а для кого - способ заработать. Государство не может облагодетельствовать всех. Единственное, что оно может и, скорее всего, предложит сельхозпроизводителям, - это пойти по пути обязательного страхования. Да, это будет стоить недёшево, но никто не будет ни на кого в обиде.

- Но тогда погибнут мелкие хозяйства. Они просто не смогут наскрести в своих закромах средств на страховые взносы.

- Значит, произойдёт естественный отбор, как бы жестоко это ни звучало. Хотя я думаю, что повторится ситуация с ОСАГО - да мы все, как автолюбители, сопротивлялись, но привыкли же и уже не считаем его вселенским злом.

Замкнутый круг?

- Крестьяне не считают злом страхование. Для них гораздо большую головную боль представляют собой кредиты. За прошлые два-три года процент невозвратов по сельхозкредитам вырос до критического уровня.

Галина БЕЛЯЕВА:

- Сегодня мы можем констатировать, что уровень просроченной задолженности стабилизировался, а в ряде регионов - начал снижаться. Нашим клиентам, у которых возникли сложности со своевременным внесением платежей по кредитам, мы предлагаем различные варианты дальнейшего сотрудничества. Главное для них - не затягивать визит в банк, информировать о своей ситуации. Кстати, многим из них именно эта уборочная кампания позволила вырваться из круга неплатежей.

Постепенно увеличивается объём выдаваемых кредитов. Причём сельхозпроизводители берут кредиты не только на пополнение оборотных средств, но и присматриваются к специальным программам, которые разрабатываются под конкретные цели.

Максим ЛУКЬЯНЧИКОВ:

- Конечно, кризис повлиял на ход событий, но те, кто работал и грамотно просчитывал ситуацию на несколько ходов вперёд, продолжают исправно исполнять свои обязательства и даже пользуются новыми программами кредитования. Банк, в свою очередь, готов помогать старым клиентам, даже если те попали в неприятную финансовую ситуацию, и правильно ориентировать новых. Я считаю, что нам необходимо повышать уровень экономической грамотности населения. И делать это должны и банки, и страховщики, и представители исполнительной и законодательной власти. Только тогда нам удастся выстроить правильную модель развития АПК.

Кстати

Общий объём привлечённых кредитов на финансирование производственно-хозяйственной деятельности сельхозтоваропроизводителей в первом полугодии 2010 года составил 1 813,1 млн рублей.

Смотрите также: