Проезжая часть: летом омские дороги несут опасность для детей

Фото Максима Кармаева

Омск, 19 июня – АиФ-Омск. Пришло лето, у школьников начались каникулы, а у сотрудников дорожной полиции самые суровые будни. Пора отдыха и детского смеха из года в год омрачается дорожными трагедиями с участием детей.

   
   

Только с начала этого года в Омской области произошло 117 ДТП с участием маленьких пешеходов. Три из них оказались смертельными. Страшные цифры, поломанные судьбы...

Печальные совпадения

Прошедшая неделя принесла сразу несколько печальных новостей о ДТП с участием детей, причём минувший четверг омрачился сразу двумя. Тогда, ранним утром, в селе Таврическое водитель иномарки, сдавая назад, не заметил 4-летнюю девочку. Что неудивительно: у шофёра явные проблемы с мастерством и знанием Правил дорожного движения. Во всяком случае, он уже 23 раза привлекался сотрудниками ГИБДД за различные нарушения. С полученными травмами малышка была госпитализирована. А спустя лишь несколько часов, уже в Омске, под колёса таксиста угодил 9-летний велосипедист, который после аварии тоже попал в больницу.

Однако самым травмоопасным днём для детей стало 26 мая. Воскресный выходной омрачился сразу тремя «детскими» ДТП, которые произошли за один 20-минутный промежуток времени! Сначала 58-летний водитель автомобиля «Renault» сбил 12-летнего мальчика, который неожиданно вышел на проезжую часть из-за стоящего автомобиля. Буквально через пять минут на улице Воровского была сбита 10-летняя девочка, которая также переходила дорогу в неположенном месте. Не прошло и четверти часа, как на улице Осоавиахимовская 10-летний велосипедист столкнулся с автомобилем «ВАЗ-2110». Причём столкновение произошло на тротуаре. Водитель «десятки» двигался по междворовому проезду. Все дети госпитализированы.

В этом году 125 детей пострадали в ДТП. Фото Максима Кармаева

С юными велосипедистами на дорогах вообще настоящая беда. В прошлую среду водитель муниципального автобуса не смог затормозить перед 11-летним любителем крутить педали, который пересекал проезжую часть на красный свет. В результате столкновения невнимательный ребёнок также попал в больницу.

Справедливо считается, что во всех случаях детского дорожного травматизма виноваты взрослые. Даже когда ребёнок сам выскочил на проезжую часть, переходил дорогу в неположенном месте, играл на обочине – ответственность ложится на плечи взрослых. Это они не объяснили, не досмотрели, не проконтролировали. А ещё хуже, когда дети страдают из-за безалаберности взрослых. Так, в конце мая из-за трагической случайности на загородной трассе погиб трёхлетний малыш. Рядом с ним в этот момент находились его родители. Семья просто шла вдоль шоссе – родители впереди, а ребёнок, которому едва исполнилось 3 (!) года, отстал и увлечённый игрой сам выскочил на дорогу. Затормозить водитель просто не смог…

Вместо игрушки – мокик

Кроме велосипедов, последнее время на омских дорогах стали появляться и более опасные для детей средства передвижения – пресловутые мокики. Омичи часто видят, как среди автомобилей, рассекая воздух, мчится подросток на маленьком мопеде. Порой ребята «расталкивают» руками машины и даже строят рожицы водителям. Откуда в них такая беспечность к собственной жизни?

   
   
Родители сами дарят детям опасные транспортные средства. Фото Максима Кармаева

– Вся беда в том, что мокик можно купить точно так же, как любую игрушку или вещь, – говорит Игорь Квасов, замминистра транспорта и строительства. – Непонятно только, почему родители не понимают, какой беззащитной и хрупкой будет жизнь ребёнка, управляющего этим транспортным средством в потоке машин. Законодатели обещают введение прав на мокики – это самое верное решение.

– Я папу попросил купить мокик на день рождения, он и подарил, – хвастается 13-летний Кирилл Крайнов. – У всех моих друзей есть. А что? Гоняем вечерами. Прикольно! Да ничего со мной не случится, – уверен мальчишка.

Так уверен каждый пешеход, перебегающий дорогу на красный свет, или водитель, не затормозивший перед «зеброй». Но в этой самоуверенности детей ещё больше вины взрослых. Тех, кто не объяснил правила поведения на дороге, и тех, кто покупает своим чадам эту блестящую, красивую и притягательную смерть на двух колёсах.

Виден издалека

Дети на дорогах нуждаются в защите. К сожалению, долго обсуждавшийся в Госдуме «мерцательный» закон об обязательном ношении на одежде детей светоотражающих стикеров не нашёл поддержки у россиян. А между тем такая мера безопасности многим детям могла бы спасти жизнь.

– Уже за 200 метров водитель видит пешехода, на котором есть светящийся элемент, а значит, он может своевременно среагировать. Стоит он в среднем 60-80 рублей. Это может быть неоновый браслет, наклейка на портфель, рубашку и т. д. Дети с удовольствием их носят, – говорит Наталья Бобылева, инспектор по особым поручениям отдела безопасности дорожного движения УГИБДД по Омской области. – Я помню, как после открытого урока, на котором показала школьникам, как светящиеся элементы могут спасти жизнь пешеходу, ещё в течение месяца звонили родители ребятишек и узнавали, где их можно купить в нашем городе.

Неопытные водители зачастую слишком самоуверены. Фото Максима Кармаева

От редакции

Да разве нужен омичам закон, для того чтобы обезопасить своего ребёнка – самое дорогое, что может подарить жизнь?! Тем более, что дорожная безопасность не требует значительных финансовых и временных затрат. Ну что стоит родителям лишний раз рассказать малышу о правилах дорожного движения для пешехода? Или научить безопасной езде на велосипеде? И уж тем более, нет ничего сложного в том, чтобы держать самых маленьких участников движения в поле зрения, а лучше – за руку, переходя через дорогу или следуя вдоль обочины магистрали. Да и световозвращающие нашивки на одежду стоят в сотни раз дешевле смертельно опасных мокиков. А пользы от них в разы больше!

Кстати

В Виннице (Украина) учителя напоминают участникам дорожного движения, как правильно переходить дорогу и на какой цвет светофора можно ехать автомобилистам. Каждое утро они надевают на ребят яркие жилеты и переводят через дорогу дошкольников. Таково распоряжение городской власти. Помогают педагогам старшеклассники. Они говорят, что водители даже не задумываются, как часто нарушают Правила дорожного движения. Результат полицейские заметили уже через пару месяцев. С начала акции в Виннице не произошло ни одной аварии, виновниками которой были бы дети.

Языком цифр

За пять месяцев 2013 года в Омской области:

  • 125 детей получили в ДТП ранения различной степени тяжести;
  • 3 ребёнка погибло.
  • на 13,3% по сравнению с прошлым годом снизилось количество ДТП с участием детей;
  • на 13,2% по сравнению с прошлым годом стало меньше детей, пострадавших в ДТП.
  • Число детей, погибших на омских дорогах, остаётся на уровне прошлого года.

Мнение эксперта

  Сергей Картавенко, врио заместителя начальника управления ГИБДД по Омской области:

– Работа Госавтоинспекции по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма осуществляется ежедневно. Инспекторы ГИБДД проводят тематические беседы в школах, акции и конкурсы в клубах по месту жительства и учреждениях дополнительного образования. ГИБДД проводит профилактические рейды, во время которых водителям и пешеходам вручаются специальные памятки. Тем не менее, омские водители всё ещё нарушают ПДД и ставят под угрозу жизнь своих детей. Буквально на днях мы проводили акцию «Автокресло – детям!»: вблизи школ, детских садов и других мест массового скопления детей 10 экипажей ГИБДД следили за перевозкой детей-пассажиров. К водителям-нарушителям применялись меры административного воздействия. Казалось бы, цена автокресла для ребёнка ничтожно мала по сравнению с детской жизнью, однако перевозка детей без удерживающих устройств – одно из самых распространённых правонарушений водителей.

Учите безопасности

  Александр Фабрициус, президент автомобильной федерации по Омской области:

– Безопасность ребёнка на дороге – это обязанность взрослых. Ведь что такое автомобиль? Это физическое тело, которое невозможно остановить мгновенно даже самому опытному автомобилисту. Да и на «зебре» всякое может быть. Ребёнок споткнулся, упал, загляделся… Учить безопасности движения нужно с малых лет, чтобы это стало нормой поведения, нормой жизни.Работа с детьми должна быть наглядной, не надо утаивать от детей последствия аварий. Нужно показывать, чем заканчивается беспечное поведение на дороге. Было бы хорошо, если бы в школе ребята учились управлять автомобилем. Из них бы выросли и ответственные водители, и пешеходы.

У меня есть ученик – 7-летний мальчишка, который уже сейчас управляет автомобилем, как Бог. Вот такого не страшно на дорогу выпускать – он и мокиком сможет управлять, и тяжёлым автомобилем.

Взрослые подают плохой пример

  Как считает Юрий Рябоконь, член Общественного совета при УМВД России по Омской области, профилактические работы нужно проводить со взрослыми людьми через телевидение, через газеты и рекламу на улицах. Потому что взрослые – это плохой пример для детей. В первую очередь именно взрослые сегодня переходят дорогу в неположенных местах, именно они садятся за руль в пьяном виде и часто при этом берут с собой ребятишек, подвергая их высочайшему риску. Сегодня 80% машин Омска до сих пор не оснащены детскими сдерживающими устройствами, а значит, при любом ДТП есть угроза для ребёнка. Нужно размещать в детских садах рекламные стенды, призывающие к защите детей. Чтобы снизить смертность, в том числе и детскую, могли бы построить больше подземных и надземных переходов.

Но проблема в том, что денег у города никогда нет, особенно у Омска, поэтому переходы, которые имеют почти 100%-ную эффективность, у нас не строятся.

Про нервы

  Дмитрий Войдак, актёр театра кукол «Арлекин» и отец двоих маленьких детей, уверен, что ребёнку нужно не только рассказывать ПДД, но и приучать к самоконтролю:

– Жутко порой читать новостные сводки про аварии на дорогах с участием детей, потому что сразу проецируешь это на своего ребёнка, думаешь, что, не дай Бог, что-нибудь случится. При этом я понимаю, что всю жизнь ребёнка за руку водить не будешь. Например, мой сын этим летом был в школьном лагере, где ребята постоянно куда-то ходили и ездили. И Стёпе приходилось каждый вечер выслушивать от нас с женой нотации по поводу поведения на дороге. Ему восемь лет, и нужно уже приучать его контролировать своё поведение, когда рядом нет родителей, давать ему возможность что-то решать самостоятельно. За всем не уследишь, поэтому самоконтроль должен быть в первую очередь. Что касается мокиков и мопедов, то здесь я крайне категоричен – исполнится сыну 18 лет, получит права и пускай тогда ездит хоть на мокике, хоть на КамАЗе.

Смотрите также: