Этнофестиваль «Солнцестояние»: как это было

Фото: Татьяны Хинтахиновой

С 2010 года Окунево известно еще и тем, что здесь проходит этнофестиваль «Солнцестояние». Как понятно из названия, время проведения фестиваля – самые короткие в году июньские ночи, а главная идея мероприятия – рассказать участникам действа о традициях древних славян.

   
   

Дорога в аномальную зону

…Проезжаем через Окунево, в очередной раз подивились на яркие избы бабаджистов и таблички «Проводник, переправа», красующиеся на воротах. Проводниками тут называют себя те, кто помогает найти путь к заветным озерам.

До лагеря на яру идите по дороге из светлого мелкого песка – не заплутаете, она одна тут такая. Первое впечатление – большой цыганский табор на привале. Яркие палатки, костры, юбки в пол, босоногие ребятишки и две лошади, миролюбиво пасущиеся перед сценой. Второе впечатление, тоже ошибочное – пионерский лагерь, эту ассоциацию подсказала волейбольная сетка на поляне. Впрочем, это не совсем заблуждение – организаторы фестиваля пропагандируют здоровый образ жизни, на яру запрещено употребление спиртного.

Найти место для палатки и автомобиля не просто. Третий по счету этнофестиваль «Солнцестояние» запомнился рекордным количеством гостей – по примерным оценкам, собралось около пяти тысяч человек. Радует, что не только омичи добрались до Окунева, были и гости из других городов, в основном Сибирский федеральный округ. Народу понравилось, наши соседи по палаточному лагерю из Кемерово и Кургана обещали еще приехать, и даже дальний путь им не помеха. Подозреваю, пока в других городах успешно продавали туры на «Солнцестояние», в Омске сторонники и противники «брендолапы» скрещивали копья и спорили, как же наш регион лучше позиционировать перед остальной страной и всем миром.

Лагерь на яру

Ярмарка мастеров –  хочется купить все и сразу, а потом покупки припрятать в рюкзаке, который притаился в углу палатки (все-таки нашли для нее место, и даже как хотели – на высоком берегу Тары). Авторские украшения из бисера, самоцветов и кожи, ловцы снов, этнические наряды, всевозможные амулеты, валенки, деревянные игрушки, алтайский мед и козье молоко, настоящие китайские чаи и индийские аромамасла и пряности – микс культур, впрочем, все органично. Из череды экопродуктов и прочих полезностей для здоровья выбивалась сладкая вата, но на вкус и цвет товарищей нет.

На мастер-классы, которые идут в сторонке на поляне – очередь из желающих. Полюбовался народ на hand-made – и самому захотелось творить. С прошлого года у меня дома висит оберег Божье око, сделала сама на мастер-классе. Мой «улов» этого года – керамика. Писанки (такие узоры принято наносить на пасхальные яйца), куклы-купавки, обжиг керамики – всему этому можно было научиться у мастеров. Семинары по хатхе-йоге, лекции по психологии, выступления гуру, каждое слово которых слушатели конспектировали, - и все это в сибирском бору, отмахиваясь от комаров, оводов и мошки.

Сцена не пустует, музыкантов из Москвы, Питера. Йошкар-Олы, Ростова-на-Дону и Омска встречаем и провожаем аплодисментами. Послушали арт-фолк-рок, и пошли дальше гулять по лагерю. Чайная церемония, массаж тибетскими чашами, мехинди ( роспись хной) – три часа пролетели незаметно. Пьяных почти что не было (или нам не встречались), и это радует – в прошлом году «алкотуристы» стали настоящей проблемой. Организаторы выполнили свое обещание насчет запрета алкоголя, и спиртное на территории лагеря не продавалось.

   
   

Самая волшебная ночь в году

Купальский праздник – тут срабатывает правило «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Интересно посмотреть на древние обычаи, но настоящей проблемой организаторов становится огромное количество зрителей, собирающихся в эту ночь на лугу. Игрище, когда парни по традиции забирают у девушек березку, закончилось ЧП – одной из девушек потребовалась помощь медиков. Огромный костер, хоровод из тысяч людей, звук тамтамов – зрелище по-настоящему завораживающее.

Прыжки через костер, хождение по углям – на этот экстрим решаются почти что все из присутствующих. Рецепт хождения по углям прост – надо просто смотреть на небо, и тогда ожоги вам не страшны.

Сотни свечей в венках, плывущие по воде в предрассветном тумане, – мистическое зрелище, и верится, что Тара унесет эти венки в царство мертвых.

Вот и закончилась самая короткая ночь в году.

Лагерь на следующий день пустеет, народ разъезжается. Мегабайты фото, хэнд-мейдовские вещицы, яркие впечатления и знания о том, как жили на Руси до Крещения – такой багаж увозили с собой участники фестиваля. В августе здесь будет проходить праздник богини Тары, так что вновь на яру появятся палатки и задымятся костры.

Дорога: из Омска до Окунево есть два пути.

Из Омска до Муромцево, и там уже до Окунево – оставшиеся 30 километров. Дорога местами оставляет желать лучшего, но видно, что дорожное полотно ремонтируют, и есть надежда, что когда-нибудь доведут работу до конца.

Из Омска до Большеречья, там на пароме переправляемся на другой берег (стоимость переправы – 100 или 150 рублей, в зависимости от паромщика). Потребуется преодолеть 30 километров до Муромцево, 16 из которых (начиная от парома) – яма на яме. От Муромцево добираемся до Окунево.

Стоимость: участие в фестивале бесплатное, но надо заплатить реакреационный сбор за палатку – 150 рублей и за автомобиль - 500 рублей. Цена на участие в мастер-классах символическая, от 50 рублей.

Быт: на территории лагеря имеются дощатые туалеты. Есть бочка с питьевой водой, правда вода быстро закончилась. На берегу Тары установлены столики и скамейки, но на всех их не хватает. Действуют магазинчик с самым минимальным набором необходимых продуктов и кафе (полноценный обед обойдется в 100-200 рублей). Работает баня – 500 рублей в час. Имеется такая услуга, как прокат палаток и инвентаря.

Культпрограмма: программа фестиваля обширная, помимо этого – экскурсии на Омкар и Шайтан-озеро.

Смотрите также: