В Омске на фестивале «Академия» показали спектакль, которому 70 лет

Спектакль занесён в книгу рекордов Гиннесса. © / Пресс-служба фестиваля "Академия"

Страшно представить, что премьера «Необыкновенного концерта» прошла 19 июня 1946 года. За это время спектакль объездил весь мир, был сыгран более 10 тысяч раз, вошёл в Книгу рекордов Гиннесса и стал самым знаменитым кукольным представлением ХХ века. 

   
   

Увидеть своими глазами уникальное представление омская публика смогла на фестивале «Академия». Что примечательно, в день показа, 19 июня, «Необыкновенному концерту» исполнилось ровно 70 лет.  

Как актёрам академического центрального театра кукол им. Образцова в далёком 1946 году удалось создать спектакль на все времена?

От поколения победителей

«Необыкновенный концерт» по своей сути очень простой: это пародийно-сатирический спектакль, в котором куклы превращаются в артистов всевозможных жанров. Здесь и певцы с певицами, танцоры с музыкантами, цирковые дрессировщики и даже фокусники. Номера продуманы так, что они будут понятны и взрослому, и ребёнку в любой точке земного шара. В основе спектакля лежит пьеса Александра Введенского «Концерт-варьете», которую автор принёс в театр кукол ещё в 1939 году и по просьбе Сергея Образцова переработал для детей. Великая Отечественная война затормозила рождение нового спектакля, зато после победного мая 1945 года труппа с удвоенным энтузиазмом взялась за работу. И, может быть, именно страстное желание слышать смех после войны зарядило спектакль такой энергией, который чувствуется спустя семь десятилетий. 


СПЕКТАКЛЬ ОСТАЁТСЯ АКТУАЛЬНЫМ ПО СЕЙ ДЕНЬ.


«Люди, создававшие «Необыкновенный концерт», только вернулись с фронта, они прошли войну и вложили в спектакль всю свою тоску по искусству и юмору, - говорит Андрей Лучин, заместитель директора по творческим вопросам театра кукол им. Образцова. – Этот спектакль создан поколением победителей. Причём в постановки участвовал весь коллектив театра и каждый вносил в него что-то своё. В каждой роли, в каждом номере, в каждом повороте хвоста у пуделя своя особенная история».

О местном колорите  

Спектакль постоянно трансформируется не только под современные реалии, но и под каждый город и каждую страну, где публике представляют «Необыкновенный концерт».

   
   

«Спектакль всегда привязан к тому месту, в котором играем, - объясняет Екатерина Образцова, режиссёр-постановщик, заслуженная артистка России. - Местному зрителю в регионах не совсем будут понятны шутки про московские рестораны или ещё какие-то столичные реалии, поэтому в каждом городе есть местный колорит, то, что будет смешно именно местным жителям».

Интересно, что в каждой стране спектакль играют на том языке, на котором говорят местные жители. Конферансье в «Необыкновенном концерте» говорил и на китайском, и на японском, и на иврите…  Правда Роберт Лебедовский, народный артист России и один из исполнителей роли конферансье, скромничает:

«Это просто транслитерация, когда актёр работает с переводчиком и русскими буквами пишут иностранные слова. Если уж не наизусть, то читать мы это должны так, чтобы от зубов отскакивало. Главное – хорошее произношение и интонация». 

Управлять куклами не так-то просто. Фото: Пресс-служба театра кукол «Арлекин»

Удивительно, но не во всех странах мира могут представить, что куклами управляют живые люди. Однажды в Гонконге в зрительном зале очень удивились, когда в конце представления из-за ширмы вышли люди, - публика была уверена, что персонажи спектакля – искусные механизмы… А в вот в Марокко решили, что куклами за ширмой управляют лилипуты.  

Кстати, российским зрителям творение театра кукол им. Образцова известно ещё и по одноимённому фильму, который вышел в 1972 году. Именно поэтому так часто говорят, что на «Необыкновенном концерте» выросло несколько поколений, ведь посмотреть его можно было не только на театральной сцене, но и на экране телевизора.  

Смотрите также: