Белоснежка, гномы и злая мачеха. Омичам подарили настоящую сказку

В этом спектакле заняты и актёры, и куклы. © / Александра Горбунова / АиФ

Впервые за четверть века между омским и новосибирским театром кукол состоялись обменные гастроли. Первый спектакль новосибирцев – и сразу аншлаг.

   
   

На премьере «Белоснежки» в исполнении соседей побывал и корреспондент omsk.aif.ru.

Обрамление для сказки

Здесь царит злая Мачеха. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Удивительный спектакль, который много лет идёт в новосибирском театре и каждый раз собирает полный зал, завораживает с первой минуты. Изумительной красоты занавес-виньетка, за которым и происходит Её Величество Сказка, строгие канделябры, колонны на заднем плане – и вот  уже перед нами дворец, где правит злая мачеха.

Сюда, в эти мрачные покои приходит ежедневно добрая Белоснежка, чтобы пожелать жене своего умершего отца спокойной ночи. Здесь же колдует злая мачеха, омолаживая свою внешность и каждый день спрашивая у своего волшебного зеркала, кто всех красивей на свете.

Две секунды на смену задника, и вот уже Белоснежка на полянке в окружении своих друзей-цветов, где встречает Принца.

Ещё минута, и сцена опять преображается: зритель с Белоснежкой сначала в страшном лесу, а затем в приветливом жилище гномов.

Белоснежка с друзьями - Ромашкой и Кактусом. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Интересно, что в «Белоснежке» играют собственно артисты (Белоснежка, Принц), актёры в масках (Слуга, Лесничий, светлячки), планшетная кукла (Мачеха), тростевые куклы (гномы, цветы). То есть за один спектакль юные зрители имеют возможность познакомиться с разными возможностями кукольного театра.

   
   

Впрочем, анализируют красоту костюмов и мастерство кукловодов взрослые. Дети же просто смотрят сказку, в которую верят с первой до последней минуты, настолько она захватывает.

Вопросы режиссёру

Ольга Гущина 40 лет работает в театре. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

А сотворила всю эту красоту на сцене Ольга Гущина, главный режиссёр Новосибирского театра кукол. После спектакля мы не могли не задать ей несколько вопросов.

- Ольга Владимировна, считается, что новосибирский театр более классический, чем омский. Наш «Арлекин» - театр актёра, куклы и маски. А у вас просто театр кукол. В чём принципиальная разница?

- Я уже 40 лет работаю в театре и считаю, что самая основная и самая сложная на сегодняшний день кукла – это тростевая. И чудо театра кукол – то, когда актёр не виден, а действует на сцене кукла. И когда дети говорят: «Она что, живая?». Вот это, наверное, самое дорогое. А чтобы научиться этому, нужна школа и каждодневный труд. Это как скрипач или балерина, которые каждый день должны заниматься, чтобы быть в форме. Так же и кукловоды.

Если ты ставишь спектакли в тростевой кукле, это называют классическим театром. И я считаю, что у нас артисты этим видом искусства владеют. Это очень сложно. Актёры-кукловоды - это самородки, они единичны, их надо беречь.

Актёры в спектакле ещё и поют. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Конечно, время делает своё дело, театр сейчас синтетический, от этого никуда не уйдешь. То что называлось эклектикой, сейчас тоже норма, здесь же и маски, и планшетные куклы, и живой план. Театр должен развиваться, но при этом искусство актёра-кукловода уходит.

- В нашем театре есть вечерние, взрослые спектакли, а у вас почему-то нет, как и постановок для самых маленьких.

- Был взрослый «Сон в летнюю ночь», но вызвал неоднозначную реакцию. Это был очень хороший спектакль, но пришлось с ним попрощаться. А насчёт малышей – я очень долго этого добивалась, всё никак не получалось. Но сейчас открыли зал для маленьких, там идёт Колобок, ставим «Петушок-золотой гребешок».

- Для малышат и сразу «Колобок», где Лиса съела…

-Нет, у нас добрая сказка, Лиса не съедает Колобка, зал помогает, прячет его.

- Почему в репертуаре только классика?

В репертуаре театра только сказки, проверенные временем. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

- Да, мы ставим только классические спектакли, которые проверены временем и при этом читаются детьми до сих пор. Современные сказки присылают тоже, но когда откроешь, прочитаешь это – не хочется.

Всё-таки театр - это культура. Когда к нам приходит ребёнок, он должен слышать чистую, правильную речь, мы не должны замусоривать язык. Театр несёт и познавательную, и воспитательную функцию.

- «Белоснежка» у вас как раз та самая синтетическая постановка, где на сцене и люди, и куклы. И ещё «Лесные приключения». Почему именно эти два спектакля выбрали для Омска?

- Во-первых, в вашем репертуаре давно не было «Белоснежки». Во-вторых, есть техническая возможность: у нас сцена трансформирующаяся, у вас тоже.  В-третьих и в-главных, у нас в Новосибирске это один из самых востребованных спектаклей. Думаем, омскому зрителю он тоже понравится.

А второй спектакль нужен был небольшой, на выезды в садики. Выбрали «Лесные приключения», там два актёра всего. Мы их вывели из «Белоснежки», отрепетировали, думаем, всем понравится.

Смотрите также: