Немного магии. Где в Омске научат рисовать на воде?

Рисунки на воде - это не только красиво, но и нервы успокаивает. © / Александра Горбунова / АиФ

На Востоке картинами на воде никого не удивишь – здесь это не просто развлечение, а целая наука, которой обучаются годами.

   
   

В нашей стране эбру популярным видом искусства пока не назовёшь, и выражение «рисунок на воде» вызывает скорее недоумение, чем конкретные представления о том, как такое вообще возможно.

Где в Омске можно прикоснуться к восточной мудрости и создать своими руками шедевр, даже если вы совсем не умеете рисовать? Об этом узнавали корреспонденты omsk.aif.ru.

Кисти, гребень, шило  

Этим летом на городских ярмарках и фестивалях то и дело можно было увидеть необычные мастер-классы по живописи, которые собирали вокруг себя десятки людей. Все желающие могли попытаться создать в небольших лотках с водой рисунок, приложить чистый лист к воде, поднять его, и... вот тут начиналось волшебство, потому что изображение фантастическим образом оказывалось на бумаге. Техникой эбру в нашем городе владеют единицы, на один из таких мастер-классов по необычной живописи и отправились журналисты omsk.aif.ru.

В городе проходят мастер-классы по необычной живописи. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Ольга Чередова, мастер техники эбру, ставит перед нами лоток с водой, достаёт краски, кисти. Немного странными приспособлениями для создания водных картин являются гребень и шило, но нас с фотографом уверяют, что они здесь – вещи первой необходимости. Сама Ольга этим искусством занимается уже два года:

«Эбру в нашей стране популяризировала московский фотограф Татьяна Кириллова. В 2007 году она увидела в Интернете информацию на английском языке о данной технике, заинтересовалась ею и поехала в Турцию. Эбру ведь считается турецким искусством и больше всего распространено именно в этой стране. В Турции живопись на воде – не развлечение, а глубокая философия, в основе которой лежит медитация. Самые ранние картины в этой технике датируются XI веком, хотя учёные полагают, что зародилось эбру гораздо раньше. Я обучалась эбру в Москве у Татьяны Кирилловой, в Омске живописью на воде занимаются единицы. В частности, из-за того, что для этого необходимы специальные краски, которые изготовливают в Турции. Есть и российские аналоги красок, но, по словам мастеров, работать с ними не очень удобно».

Водная симфония

Краска ничем не примечательна на вид и «маскируется» под обычную гуашь. На деле же она имеет специальный состав, который позволяет раскрываться на воде и не тонуть. При изготовлении краски используют бычью желчь и пигменты.

   
   
Краска обладает специальным составом, который позволяет ей не тонуть в воде. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Вода на первый взгляд тоже ничем не примечательна, но стоит только потрогать её пальцем, как понимаешь – здесь тоже что-то не так: густая и напоминает кисель. Такой эффект появляется после того, как в жидкость добавляется специальный загуститель на основе экстракта растения гевен.

«Вода и краска в эбру – это как инструменты в оркестре, которые нужно настраивать друг под друга, тогда «симфония» зазвучит, и получатся картины», - объясняет Ольга Чередова.

Сначала создают фон будущей картины, для чего нужно выбрать цвет, опустить кисть в баночку с краской и слегка разбрызнуть её над поверхностью воды. Цветные капельки медленно растекаются в воде, приобретая причудливые формы. Вот тут как раз пригодятся гребень и шило – с их помощью можно «причесать» рисунок и создать любой узор, придать будущей картине ажурность. Любые движения остаются на поверхности воды – это получается из-за разной плотности жидкости и красок. Проще говоря, мы рисуем одной жидкостью на другой.

Одним абстрактным фоном дело не ограничивается, далее наступает очередь рисунка. Например, нам предлагают изобразить на поверхности воды цветок. Каждый следующий слой краски раздвигает предыдущий. Это уже напоминает настоящую ювелирную работу, поскольку в эбру никогда нельзя быть уверенным в том, что получится в итоге. Главный художник здесь не человек, а вода.

Главное в процессе создания картины не торопиться. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

«Вода – это зеркало, которое отражает наше настроение, - объясняет Ольга Чередова. – Даже один и тот же художник не сможет нарисовать две одинаковых картины».

С одной стороны искусство эбру кажется простым, так как создать необычный изящный рисунок сможет даже ребёнок. С другой, нарисовать что-то конкретное сложно, поскольку управлять красками сложно. Поэтому рекомендуется при создании картин на воде быть одновременно расслабленными и сконцентрированными на процессе. И действительно – процесс рисования в технике эбру расслабляет и снимает стресс.

Готовый рисунок можно отшлифовывать долго, используя для этого палочки, гребень или шило. Главное не перестараться, а то вместо конкретного рисунка получится сплошная абстракция. Случайные ошибки в водной живописи ластиком не сотрёшь.

Вот такой рисунок получился у корреспондентов «АиФ в Омске» Фото: АиФ/ Александра Горбунова

«Искусство эбру отражает непостоянство нашей жизни, показывает, что нельзя вернуть то, что уже сделано, - заключает Ольга Чередова. - Вода не терпит суеты».

Готовый рисунок остаётся только перевести на бумагу. Для этого достаточно приложить чистый лист к поверхности воды, подождать пару секунд и… всё. Изображение, ещё секунду назад плавающее на поверхности воды, остаётся на бумаге. Отчасти это напоминает фокус и самую настоящую магию, прелесть которой в том, что она под силу любому человеку.

После того, как рисунок остался на бумаге, он должен высохнуть. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Смотрите также: