На суд критиков и театралов. Чем удивит новый театральный конкурс в Омске?

Вне конкурса показали постановку Дома актёра имени народного артиста РСФСР Н.Д. Чонишвили «Моя Cаtherina». © / Дом Актёра

Вторая половина марта ознаменовалась ярким театральным событием в Омской области. С 19 по 28 марта десять государственных профессиональных коллективов из Омска, Тары и Калачинска приняли участие в XXVIII областном конкурсе-фестивале «Лучшая театральная работа» по итогам 2021 года.

   
   

Организатором фестиваля традиционно выступило Омское региональное отделение Союза театральных деятелей России при поддержке регионального минкульта. Однако в этот раз не обошлось без сюрпризов, которые, по мнению театрального сообщества, даже вдохнули в конкурс новое дыхание.

Свежее веяние

Если раньше конкурс-фестиваль «Лучшая театральная работа» длился почти месяц, то на этот раз художественное руководство театров выставило на конкурс по одной работе.

«В этом году конкурс происходит в несколько ином формате. Мы попросили театры представить вместо двух всего один спектакль для того, чтобы уплотнить график и пригласить московских театральных критиков», - пояснил заслуженный артист РФ, художественный руководитель Омского драматического театра «Галёрка», руководитель Омского отделения Союза театральных деятелей России Владимир Витько.

Поэтому можно сказать, что конкурс-фестиваль лишился своего привычного «домашнего» статуса. Но это явно будет ему только на пользу, ведь оценивать постановки, представленные омским зрителям в 2021 году, и давать творческий приговор спектаклям позвали театральных критиков из Москвы, каждый из которых связан с «Золотой маской». Председателем стал театровед, театральный критик и преподаватель ГИТИСа Александр Вислов. Также в состав жюри вошли музыкальный и театральный критик, руководитель литературно-драматургической части Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Дмитрий Абаулин и театральный критик, обозреватель театра кукол и театра для детей Анна Казарина.

Каждый из 10 государственных театров представил по одной работе. Фото: Дом Актёра

Всё решится после «Смертельного номера»

Открылся фестиваль работой Лицейского театра «Король-Олень» по пьесе Карло Гоцци (16+), а завершится «Смертельным номером» от Омского ТЮЗа (16+). В этом году вне конкурса показана постановка Дома актёра имени народного артиста РСФСР Н.Д. Чонишвили «Моя Cаtherina» (12+). Но организаторы не исключают, что в перспективе и негосударственные театры могут стать полноправными участниками конкурса.

По традиции критериями для присуждения награды будут служить профессионализм, высокое мастерство, драйв и удача, без которой в театральном искусстве не обойтись, ведь даже самый выдающийся спектакль может провалиться, а другой – наоборот заиграть яркими красками.    
   

По мнению членов жюри, отличие конкурса-фестиваля «Лучшая театральная работа» от аналогичных областных фестивалей, которых довольно много проводится на нашей необъятной театральной родине, состоит в нетрадиционном подходе к призам и наградам.

«Изначально основными наградами являются актёрские, персональные, - уточнил Александр Вислов. - С самого начала есть награда в драматическом, кукольном, музыкальном театрах. Но у нас есть возможность для манёвра. И судя по трём спектаклям, которые мы увидели, нас ожидает масса всего интересного и любопытного».

Столичные театральные критики подтвердили, что лучшая мужская и лучшая женская роли в любом случае будут выбраны.

«Мы ведь не говорим о лучшей мужской роли всех времён и народов, мы говорим о конкретном числе спектаклей. Не нужно сравнивать их со всем великолепием мирового театра», - добавил Александр Вислов.

Интересный момент был отмечен Анной Казариной, которая считает, что региональные фестивали говорят о контексте местности. Приезжая в город, важно не только смотреть спектакли, не только бывать в театре, но и понимать, чем этот город живёт.

«Вчера мы приехали в город Калачинск, и мне было невероятно жаль, что мы были только в театре. Театр не существует в вакууме, всегда есть контекст места, людей. Важно видеть тех, кто ходит по улице, понимать, какие люди ходят в театр, чем они занимаются помимо театра», - отметила Анна Казарина.

Открылся фестиваль работой Лицейского театра «Король-Олень» по пьесе Карло Гоцци. Фото: Лицейский театр/ Алексей Углирж

Больше, чем конкурс

Жюри не просто оценивает спектакли.

«Мы договорились, если театр хочет нас услышать, мы говорим. Говорим, какое место он занимает в общих тенденциях, что-то стараемся подсказать, но мы не третейский суд, и наша оценка не является единственной и неповторимой. Театр всё-таки работает не для критика из Москвы, а для города», - подчеркнул Дмитрий Абаулов.

К последнему дню фестиваля жюри не просто хочет выбрать лучших из лучших (ведь именно для этого и нужны премии), но и понять театральную ситуацию в регионе, узнать, в каких отношениях театры находятся со своими зрителями и каким-то образом выразить это в своих оценках.

«20 марта была уникальная история: мы все трое впервые были в замечательном городе Калачинске, а калачинцы, по-моему, если и видели московских критиков, то это было давно и неправда. За одни сутки нам удалось сначала обсудить самый маленький театр, а потом самый большой», - отметил Александр Вислов.

Уже 28 марта жюри огласит своё решение на торжественной церемонии награждения лауреатов конкурса-фестиваля. Члены секции театральных критиков при Омском отделении СТД Валерия Калашникова, Эльвира Кадырова, Анастасия Толмачева, работающие на фестивале экспертами, вручат «Приз омских критиков». Также будет объявлен и лучший по мнению омичей спектакль, которые с начала месяца могли отдать свой голос за одну из конкурсных постановок на странице Дома актёра.