Лучшие немцы – это русские. Как хранят национальные традиции

Карта Европы © / pixabay.com

Каждый четвёртый немец России живёт в Сибири - об этом корреспонденту «АиФ в Омске» рассказал управляющий культурно-деловым центром «Российско-немецкий дом» Павел Эккерт. Об этом, кажется, знает и знаменитый режиссёр Андрей Кончаловский.

   
   

Наталья Корнеева, АиФ в Омске: Павел Эвертович, что от вас надо Кончаловскому?

Павел Эккерт. Фото: Российско-немецкий дом в Омске

Павел Эккерт: К нам в Цветнополье приехала съёмочная группа Андрея Кончаловского, они делают фильм о тех, кто жил в России, уехал в Германию и вернулся. Кончаловский хочет продемонстрировать, что здесь могут жить счастливые люди. А у меня брат Сергей уезжал в Берлин, вернулся и сейчас в нашем селе разводит коров, свиней - и счастлив. Группа, знаю, ещё по семьям проехалась, сейчас решается вопрос, кого из героев выберет режиссёр.

- Расскажите о вашей семье. Кто были ваши мама и папа?

- Мама у меня эстонка по материнской линии, по папе - немка, родители отца немцы. Обоих дедов забрали в ГУЛАГ, они там и сгинули. Бабушка Оля по линии мамы окончила четыре класса церковноприходской школы, но знала несколько языков: казахский, немецкий, русский и эстонский. Баба Анна по линии отца была арестована по 58-й статье (как враг народа. - Ред.). Когда деда забрали в трудармию, у неё на руках остались двое малышей. Кормить было нечем, и она в сердцах сказала: зачем мне такая власть, когда дети голодают?» Отбывать срок её отправили в Барнаул, откуда она сбежала и пешком пришла обратно. Всю дорогу скрывалась, ни на поезд, ни на подводы не садилась. Только пришла домой, её тут же отправили обратно. Очень стойкая женщина была, ни в бога не верила, ни в чёрта. Проработала поваром - готовила шикарно. Моя дочь Ирина в этом похожа на бабушку - тоже увлечена кулинарией. У неё есть канал на «Ютубе», где они с мужем выкладывают обучающие видео, как готовить немецкие блюда. Пытаются разыскать старинные рецепты и приспособления для готовки, изучают, пробуют. В эксперты взяли сына. Недавно отыскали вафельницу, которой более 100 лет!

- Как родители оказались в Сибири?

- В начале прошлого века в период Столыпинской реформы из тёплой Европы без принуждения поехали в Сибирь.

   
   

Блюменфельд: эстонско-немецкое село

- Цветнополье - по-немецки Блюменфельд. Но живут у вас не только немцы…

- Когда вы заезжаете в село со стороны Александровки, то справа - немцы, а слева эстонцы.  Когда в 1961 году выдали колхозникам паспорта, через некоторое время 70% эстонцев уехали на родину. Наш директор школы стал председателем Верховного совета Эстонской СССР. В 1991 году стали уезжать немцы. Я проработал главой поселения 20 лет, вёл статистику. Так, с 1991 по 2010 год в Цветнополье проживало 1368 человек, а в Германию уехало 2,5 тысячи.

- Это как так?

- На место уехавших после распада СССР прибыли немцы из Казахстана и Средней Азии. Потом и они стали уезжать в Германию. Хотя сейчас там российские немцы активно восстанавливают  российское гражданство для детей.

Янов день и страшный рождественский монстр

- А в советское время сохранялись национальные традиции?

- Не поверите, но я до 1996 года не знал ничего о русском Рождестве. В селе праздновали­ эстонский Янов день. 23-24 июня уходили всем селом в лес и на поляне отмечали. У немцев есть свои традиции, другая вера. У нас в селе были баптисты, лютеране, пятидесятники. Их, конечно, заставляли регистрироваться, даже гоняли, но они прекрасно существовали. У немецких семей особо почитаемыми были Рождество и Пасха. В Пасху под кровать дети ставили шапку, и если ребёнок вёл себя хорошо, зайчик приносил ему конфеты и крашеные яйца. Если плохо, то картошку. Когда праздновали Рождество, опять же послушные дети получали подарки, а непослушные попадали в лапы страшного персонажа. Конечно, потом мы понимали, что это родители или друзья переодевались в вывернутую шубу и пугали нас. Но когда я учился в шестом классе, мы с друзьями шли с тренировки и услышали звон цепей; решили, что это злой дух, испугались и домой просто летели. Всё же побаивались связываться с тёмными силами.


В 2016 ГОДУ ОТКРЫЛСЯ РОССИЙСКО-НЕМЕЦКИЙ ДОМ.


Сейчас мы для внуков так же переодеваемся, празднуем и, наверное,  этим чуть-чуть пугаем их. Семьи в селе большие, так что праздники проходят весело. Свадьбы тоже большие, у сестры было 120 человек.

- В таких поселениях можно было жениться на девушке из другой национальной семьи?

- Отец мой женился на маме в 1956 году. Наверное, они были одними из первых, кто такой негласный запрет нарушил.

- Вам всем родители дали образование? Ведь вас в семье девять!

- Всем! Нас восемь братьев и одна сестра. У старшего брата Эверта высшее образование, у Александра, у меня и Игоря тоже. Адам и Анатолий окончили техникум, Сергей - училище, Люда получила диплом библиотечного техникума, уехала в Германию. Юрий окончил школу-десятилетку. Наше образование во многом заслуга мамы, папе некогда было. Он был комбайнером и много работал. Главным  нашим увлечением был спорт.

«Нам мало места»

- Зачем нужно было создавать Российско-немецкий дом?

- В Омске живёт 20 тысяч немцев, в Омской области - 30 тысяч. В 1992 году в регионе создали Азовский национальный район, а как попасть туда, например, из Большеречья? Только через Омск. Здесь и быть центру. Сначала мы снимали помещение, но что такое 60 «квадратов»? На тот момент губернатор Виктор Назаров и президент Федеральной нацио­нально-культурной автономии российских немцев Генрих Мартенс договорились и отдали нам помещение на ул. Ленина, 14/1. Площадь здесь 382,5 квадратных метра. Но нам этого тоже не хватает. Аудитории вмещают 40-60 человек, а если какое-то мероприятие большое? У нас 11 групп по изучению немецкого языка, 190 кружков по области. Занимаются и взрослые, и дети. Для детей 5-7 лет открыты два клуба любителей немецкого языка, где занимаются 20 малышей. Для детей 8-12 лет создана воскресная школа, где 50 детей изучают немецкий язык и познают культуру и историю российских немцев. Моя дочь Ирина ведёт клуб молодой семьи, проводит региональные форумы. Скоро традиционные декабрьские праздники - ёлку поставим, проведём приём. А летом планируется масштабный образовательный форум: научно-прак­тическая конференция вузов.

- А кто вас поддерживает? Не только же немецкая сторона.

- Помогает местная администрация: в 13 районах безвозмездно предоставили помещение для работы 50 центров немецкой культуры. Помогает и Фонд поддержки социально-экономических инициатив этнических немцев «Возрождение», который находится в Москве.

- К вам приходят семьями?

- Всегда! А как иначе? Традиции передаются через семью, спорт, культуру, через быт, а это кухня, допустим. Все любят кушать, а если это ещё и рецепт XVIII века! В Европе нет уже таких традиций.

- Получается, к вам могут ехать немцы из Германии и учится своим традициям?

- Так они и едут. У нас сохранились язык, культура, кухня. У них этого нет.

Досье
Павел Эккерт. Родился 1 мая 1960 года селе Цветнополье Омской области. Окончил Омский государственный институт физической культуры по специальности «преподаватель физической культуры», Сибирскую академию государственной службы по специальности «государственное и муниципальное управление». Был главой Цветнопольского сельского поселения. Действующий судья республиканской категории по русской лапте.

Смотрите также: