Актёр Сергей Чонишвили: «Спектакль Богомолова лучше фильма Вуди Аллена»

На спектакле в Омске. © / Омский академический театр драмы

Фестиваль «Золотая маска» в Омске завершился спектаклем «Мужья и жёны» (18+) в постановке артистов Московского художественного театра им. А. П. Чехова.

   
   

Свою трактовку сценария Вуди Аллена представил режиссёр Константин Богомолов. Одну из главных ролей в этом спектакле играет заслуженный артист России Сергей Чонишвили, сын известной актрисы Омского драмтеатра Валерии Прокоп.

Девять лет спустя

Татьяна Кравец, omsk.aif.ru: Сергей Ножериевич, все визиты в Омск у вас связаны с гастролями. Последние были девять лет назад. А частных визитов не бывает? Ведь здесь живёт ваша мама…

По мнению актёра, режиссёр слегка "подправил" первоисточник. Фото: Омский академический театр драмы

Сергей Чонишвили: К сожалению, не бывает. Я мечтаю, чтобы был вариант частного времени, потому что надо приводить себя в норму. Но с мамой я вижусь каждый год. Она приезжает в Москву: либо на гастроли, либо в отпуск. Она видела все спектакли, которые я в своей жизни сыграл, за исключением «Культурного вторжения» и чего-то еще.

- Омск - город, где прошло ваше детство. Каким вы находите его сегодня?

- Какие-то вещи очень понравились. Чудная набережная у «Омской крепости». Увидел, как застроили дорогу из аэропорта - я всё ехал и думал: где же аэропорт местных линий - проехал или не проехал его? Прекрасная улица Ленина. Театр драмы - просто фетиш: он стоит, за ним ухаживают и поддерживают. Прекрасно! Пару уродливых зданий видел, но такие здания существуют в любом городе по всему миру.

- А Дом актёра, к которому ваш папа…    
   

- О нём вспоминают, когда приходит юбилей или появляется какой-нибудь повод. На самом деле мало кто знает, что этот Дом был построен папой.

- И что имя народного артиста России Ножери Чонишвили присвоено ему в 1989 году. Вы каким-то образом следите за его историей?

- Слежу за тем, что там происходит. Знаю, что он не раз переходил из рук в руки.

- В самом здании, понятно, вы давно не были. Никто не обращался к вам с просьбой помочь его реставрировать?

- Никто. Никогда. А чем я могу помочь? Перечислить количество денег, которое осядет где-нибудь? Или мне приезжать, привозить спонсоров и заниматься этим? Не знаю…

Если человек пришёл получать удовольствие в драматический театр (не музыкальный) - ничего не получится. Он должен до этого посмотреть энное количество спектаклей. Должен быть готовым, должен развиваться сам по себе. Должен думать.

- А ещё вы озвучивали фильм омского телеканала «Несломленный» про генерала Карбышева.

- Да, мне дали текст, и я сделал так, как считал нужным. Вживаться в роль не потребовалось. У меня отряд имени Карбышева был, когда я учился в общеобразовательной 77 школе, и про генерала очень много могу сам рассказать!

Спектакль лучше фильма

Омичи очень тепло приняли труппу МХТ им. Чехова. Фото: Омский академический театр драмы

- Спектакль «Мужья и жены» входил в лонг-лист премии «Золотая маска» в 2018 году, то есть эксперты высоко оценили творчество. А зрительское восприятие неоднозначное. Возможно, отрицательный взгляд связан с репутацией Константина Богомолова как скандального режиссёра?

- Чтобы говорить о творчестве, нужно сходить на пять спектаклей - и тогда составить свое мнение.

- Но репутация сложилась уже из тех кадров, которые показали телеканалы с его свадьбы с Ксенией Собчак, с катафалком и девизом «Любовь до гроба». 

Чонишвили отвечает на вопросы омских журналистов. Фото: Омский академический театр драмы

- А это как раз и говорит о том, как он умеет ставить спектакли. С «Мужьями и жёнами» есть свой скандал. Фильм Вуди Аллена устаревший. Наша история практически повторяет известный сценарий, но… Есть свой перемонтаж, даже по логике развития героев. И есть вкрапления других вудиалленовских текстов. В спектакле Богомолова много вкраплений. Потому он лучше фильма Аллена.

- Как быть с тем принципом, что многие зрители идут в театр отдыхать, получать удовольствие?

- Если человек пришёл получать удовольствие в драматический театр (не музыкальный) - ничего не получится. Он должен до этого посмотреть энное количество спектаклей. Должен быть готовым, должен развиваться сам по себе.  Должен думать.

- На поклонах вас почти единственного завалили цветами …

- Так были коллеги из Омской драмы, были мои одноклассники.

- А зрители разных городов чем-то отличаются?

- Нет. Почему живёт театр? Потому что театр - это здесь и сейчас. И происходит театр, когда происходят взаимоотношения между людьми на сцене и людьми в зале. Каждый раз по-новому. Не бывает двух одинаковых спектаклей. Бывает только один. Он просто может быть тяжёлым или нет, публика может быть готова к чему-то - ты её «подгашиваешь», иной раз она на тебя смотрит с ощущением «удивляйте нас», и тебе приходится её вытаскивать. Это не зависит от географического места положения.

Голос-магнит

Имя Сергея Чонишвили в первую очередь ассоциируется с его голосом. Фото: Омский академический театр драмы

- Первое, что ассоциируется у неискушённых зрителей с фамилией Чонишвили - это ваш голос. 

- Да, и мало кто знает, где я работаю. Прихожу в театр «Прогресс» выпускать спектакль и меня люди - чудные, которые живут и работают в Москве, - спрашивают: «Как у вас в театре дела? Как - в каком? В Ленкоме, конечно». А ничего, что я там 12 лет не работаю?!

Все ходят с гаджетами, все прекрасно разбираются в интернете, имеют свои аккаунты в запрещённых и разрешённых сетях и не могут поинтересоваться.

И про голос… Четыре года меня искал человек, который хотел заказать какую-то работу, при этом вдруг попросил записать пробник и ему выслать. Что это? Есть поисковые системы - введите «Чонишвили голос», «Чонишвили книга» - сидите и слушайте. Я не буду записывать «Попробуйте наши конденсаторы, изготовленные с использованием бамбукового полотна», чтобы они поняли - я могу это делать. Ведь столько книг уже озвучил.

- И в документальном кино звучите.

- Как-то попросили озвучить отчётный фильм Невского района Санкт-Петербурга. Представляете? Отчёты - это ужасный канцелярский стиль. Но здесь оказался замечательный русский язык, интересно написанная история - скольким пенсионерам помогли, сколько дорог построили. Язык красивый, удобный: человек явно писал и проговаривал. А иной раз пишу документальное кино и… кирпич за кирпичиком непечатных слов - ты начинаешь объяснять, что так писать нельзя.

Заказчики из Невского района сообщили, что отчёт писала жительница района - литератор. То есть, бывает, и «галочный» отчёт оформляется замечательно. Я этим ощущением живу: можно делать тяжёлую работу в удовольствие, в кайф.

«Воттакто»

- Вы тонко чувствуете слово, текст, опубликовали две собственные книги. Вторая «Человек-поезд» - с посвящением французскому лётчику, дипломату, дважды лауреату Гонкуровской премии Ромену Гари.

- Его творчество очень люблю! Всё, что этот человек написал (что-то хуже, что-то лучше) - люблю целиком. «Ночь будет спокойной» - безумно замечательная книга. Она по уровню как диалоги Хичкока с Трюффо (в смысле узкой специализации), но написана высокохудожественно.

- Как Гари повлиял на ваши работы?

- Был один странный случай. Я долго-долго мучился, пытался выжать из себя абзац, очень важный для меня. Выжал. И поехал на сьёмки. А в поезде прочитал абзац из его романа, который практически по ситуации совпадал с моим, и даже по словам. Очень странно, когда два человека говорят одними словами, находясь в разные периоды  времени. И это интересно. Потому и посвятил ему вторую книгу.

- Вы однажды обмолвились, что пишете с детства.

- С семи лет. Знаете, как родился писатель Чонишвили? (Смеется.) Я написал рассказ про сыр, маму и мышей. Рассказик маленький, сюжет простенький: как мыши спёрли сыр, который упал на пол во время подготовки к празднику.

- Реальная история?

- Нет, конечно, выдумка.

- Но это вполне могло быть реально - ребёнок увидел…

- Нет, мыши же не разговаривают! Фишка в другом. Рассказ заканчивался предложением - «вот так-то». Но в одно слово - воттакто! (Со смехом). Я считаю, что с этого момента родился писатель Чонишвили. Для семи лет - это круто. Воттакто!

ДОСЬЕ
Сергей Чонишвили. Заслуженный артист Российской Федерации. Родился в 1965 году в семье народных артистов России Ножери Чонишвили и Валерии Прокоп. В 1986 году окончил Щукинское училище, был принят в Ленком, где служил до 2010 года. В 1999 году за роль Ноздрёва в «Мистификации» удостоен премии «Чайка». Играл в Театре наций и Театре Олега Табакова. С 2012 г. занят в спектаклях МХТ им. А. П. Чехова. С 1998 года является официальным голосом одного их центральных телеканалов, озвучивает (дублирует) художественные и документальные фильмы, записывает аудиоверсии книг.