«Молодые театры»: политическая обнажёнка, эксперименты и искусство

Фото Александра Барановского

Омск, 4 июня – АиФ-Омск. На фестивале было всё, что присуще молодости. Театральные эксперименты, открытия, необычная подача материала… Здесь не стесняясь разрывали устоявшиеся шаблоны и не скрывали эмоции. Зрителям было что посмотреть, чему удивиться и над чем задуматься. Выводы дела каждый сам для себя. Что касается жюри, в состав которого входили известные театральные критики страны, то оно выбрало победителей конкурсного проекта.

   
   

Питерские «Кеды» и омская «Зойка»

Впервые в истории фестиваля Гран-при получили сразу две постановки. Лучшим спектаклем большой формы признали «Зойкину квартира» омского «Пятого театра», а «Лучшим спектаклем малой формы» – «Кеды» петербургского «Этюд-театра».

Фото Александра Барановского

«Зойкина квартира» по роману Михаила Булгакова пришлась по вкусу столичным критикам. Актёры «Пятого театра» в полной мере передали атмосферу и партийных собраний конца 20-х годов прошлого столетия, дух безумия и лёгкую эйфорию советской страны. «Зойкина квартира» также получила премию за создание костюмов (художник Марина Азизян).

Вторые обладатели Гран-при – спектакль «Кеды» «Этюд театра» из Санкт-Петербурга. Молодой коллектив из довольно шаблонной пьесы Любовь Стрижак о проблемах подрастающего поколения поставил честный, искренний и эмоциональный спектакль на тему «Мне 26, а что дальше?». По словам критиков, этот тот случай, когда постановка переросла саму пьесу.

Фото Александра Барановского

– Пьес о молодёжи миллион, но в «Кедах» разговор повёрнут не в ту сторону, – считает Ирина Алпатова, театральный критик, обозреватель журнала «Театрал», кандидат искусствоведения. – Это пьеса о человеке, который приближается к тридцатилетнему рубежу и ему рано или поздно придётся вписаться в этот социум. Или не вписаться, что и произошло с героями «Кед». В этом и проблема – неизбежность перехода человека в рубрику «быть как все», где нужно жениться, работать… Они все это могут, но не все хотят. Фраза о том, что главный герой постоянно вспоминает о необходимости купить кеды, напоминает чеховское «В Москву, в Москву!». Это бегство от жизни, которая, естественно, не всегда бывает хороша. Спектакль выше пьесы, потому что играется не текст, а то, что между словами. Впервые на этом фестивальном спектакле мы не ощутили, как артисты начинают орать, что было практически везде и всегда. Мы об этом каждый раз говорили: почему вы так кричите? Почему у вас такой темперамент, бьющий через край?

Фото Александра Барановского

Судя по реакции зрителей, мнение критиков они полностью разделяют. Образ молодого человека потерянного поколения воплотил Филипп Дьячков, которому вручили приз за «Лучшую мужскую роль».

Глядя на героя Дьячкова, я, как зритель, ощущаю, как у него внутри всё кипит, – продолжает Ирина Алпатова. – Кажется, что он сейчас взорвётся, ударит кулаком по стене, но этого не делает. В разных эпизодах это сыграно замечательно.

   
   
Фото Александра Барановского

Лауреатом в этой же номинации также стал Сергей Шоколов (Соловей в спектакле «Старый квартал» «Пятого театра»).В номинации «Лучшая роль второго плана» отмечена работа Андрея Папанина, сыгравшего Мишу всё в тех же «Кедах». К слову, его здесь после главной роли в «Дневнике онаниста» узнать сложно.

Фото Максима Кармаева

Провокация?

Жюри вручило и три специальных награды. Коллектив Молодёжного театра из Словении, привезший на фестиваль постановку «Будь проклят тот, кто родину предаст», награждён призом за смелость в развитии жанра политического спектакля. Именно этот спектакль и вызвал разногласия, поскольку его смысл поняли не все зрители. Публика была, мягко говоря, удивлена его эпатажем.

Фото Максима Кармаева

Остальные награды распределились следующим образом: спецприз за творческие эксперименты в театральной педагогике удостоен режиссёр Анатолий Праудин за спектакль-урок «Покупка меди» Б. Брехта. Артисты «Пятого театра» получили спецприз за творческую инициативу в создании самостоятельных работ. Так, например, пьесу «Язычники» театральный критик Наталья Каминская посоветовала включить в основной репертуар «Пятого театра»:

– Пьеса очень хорошая на фоне большого количества новодрамовских сюжетов. Это пьеса глубокая, с двойным дном и на очень серьёзную тему, которая никак нам не даётся ни в общественном, ни в личном сознании.

Ирина Алпатова полностью поддержала коллегу:

– Я видела десятки «Язычников», которые по всей стране идут, но ваш – лучший. Спектакль, которого ещё нет – лучший. Это надо быстро дорабатывать, включать в репертуар и отправлять на фестивали. Очень хорошая работа.

Фото Александра Барановского

Ещё один приз достался Эстонскому Театру № 99 – за постоянный поиск живого театра. Что касается приза зрительских симпатий, то в этой номинации победил пермский театр «У Моста» за спектакль «Калека с Инишмана».