Омский ТЮЗ показал необычный спектакль о Плюшкине

Фото предоставлено омским ТЮЗ

Омск, 20 мая – АиФ-Омск. Такого Омск ещё точно не видел! По крайней мере, в ТЮЗе. В драме у нас есть камерная сцена, где зритель находится буквально лицом к лицу с артистами, Лицейский – сам по себе маленький, но там всё же есть сцена в привычном понимании этого слова – некое возвышение.

   
   

В ТЮЗе нынче пошли ещё дальше и усадили зрителей… прямо на сцену. А декорации перенесли в зрительный зал.

Немного Гоголя

Вначале перед нами предстаёт тот самый «классический» Плюшкин, которого мы все помним по «Мёртвым душам»: жадный старик, торгующийся даже за мёртвых и беглых «душ» до последней копеечки и делящий четвертинку бумажного листочка пополам в целях экономии. Трудно, практически невозможно узнать в сгорбленном, в лохмотьях, шамкающем старике приму труппы театра Никиту Пивоварова, хорош и Чичиков в исполнении Сергея Дряхлова – ему явно пренеприятно находиться в этом, с позволения сказать, «поместье», но дело важней. И он, зажав нос, даже обнимает вонючего старика, чтобы подкрепить сделку.

Фото предоставлено омским ТЮЗ

Но после визита Чичикова время словно идёт вспять, и в шести последующих картинах режиссёр Борис Гуревич вместе со своими героями рассказывает о душевной драме Степана Плюшкина, о том, почему он в итоге остался один, всеми забытый, и лишь верная служанка Мавра, выросшая с барином и некогда в него откровенно влюблённая, поддерживает немощного старика.

Назад в прошлое

Каждая картина – рассказ об одной трагедии, произошедшей в жизни некогда амбициозного, умного, образованного молодого помещика Степана Плюшкина. И каждая из этих сцен ведёт ко всё более тяжкому умопомешательству главного героя.

Фото предоставлено омским ТЮЗ

Время в сценическом пространстве идёт вспять, мы видим вначале просто пожилого человека, затем зрелого, молодого мужчину и, наконец, юношу, мечтающего о большой любви со своей Глафирой и об обустройстве поместья на английский манер: «Детей всех в школу, мужиков буду знать в лицо, баб – по имени, дороги хорошие, мануфактура…». Вместе с каждой картиной меняется и пространство – сжатое в начале в крохотную комнатку, оно расширяется сначала до всей сцены, а потом захватывает и пустой зрительный зал, залитый светом, яркий, солнечный!

…Увы, всё это в далёком прошлом, а в настоящем лишь холод. Только что молодой Плюшкин мгновенно возвращается в своих лохмотья, и лишь верная Мавра (заслуженная артистка России Лариса Яковлева) приносит барину вчерашних щей…

   
   
Фото предоставлено омским ТЮЗ

Конечно, каждый сам выбирает свой путь, а в жизни Степана Плюшкина было много ошибок, из-за которых он, в сущности, и остался в конце жизни одиноким безумцем. Но его по-человечески очень жаль, и ей-Богу, на героя «Мёртвых душ» я лично теперь буду смотреть совсем по-другому. И от всей души рекомендую спектакль этот увидеть каждому – несмотря на огромное количество лет, отделяющее нас от гоголевских героев, человеческие чувства не изменились – любовь и верность, отчаяние и предательство…

Фото предоставлено омским ТЮЗ

Осталось лишь назвать тех, кто помог нам, зрителям, над всем этим задуматься. Помимо вышеназванных актёров ТЮЗа, это ещё дети Плюшкина – Ксения Ефремова, Михаил Пономарёв, Екатерина Кривецкая; его жена Глафира – Галина Ксеневич, очаровательно грассирующая гувернантка-француженка Ирина Коломиец, друг детства Михаил Гладков.

Художественное оформление спектакля и костюмы созданы Марией Брянцевой, заслуженным деятелем искусств РФ.

Смотрите также: