А ведь песня - один из самых важных факторов воспитания русского человека.
Однако танцует милое чадо исключительно под ритмы популярной эстрады. Насколько важно давать детям слушать народные наигрыши и правда ли, что любовь к ним передаётся на генетическом уровне? Об этом в интервью «АиФ в Омске» рассказала Олеся СИДОРСКАЯ, главный хормейстер Омского русского народного хора, который отмечает 60-летний юбилей.
«Под карандаш»
- Олеся Геннадьевна, в понимании многих людей хор - это нечто статичное с неменяющимся репертуаром. Развеете стереотипы?
- Конечно, есть ностальгирующая публика, которая привыкла видеть статичный хор. Но время меняется, и сейчас людям интересно какое-то разнообразие на сцене. Человек, который сидит в зале, хочет увидеть шоу. И если мы исполняем плясовую песню, то почему бы не станцевать? Если народную, то хоровод будет дополнением к музыке. Мы очень гордимся нашими костюмами образца XIX века. Они шикарные! Ручная работа, вышивка… Зрительный ряд должен быть интересным, а репертуар разнообразным. Кстати, у нас многие песни никогда не исполнялись, лежат в архивах годами.
- Неужели за 60 лет существования хора все архивы ещё не перепеты?
- Понимаете, основная причина появления хора - это то, что в нашем крае особая местная культура. И мы должны её показывать, иначе за нас это никто не сделает. Область богата этнографическими традициями, которых хватит ещё очень надолго. Много чего не перепето, не сыграно. Над архивами 60-70-х годов можно работать и работать. А вот более ранние произведения практически не записывались.
- Но в тех же омских деревнях можно и сейчас отыскать неизвестные образцы песенной культуры?
- Чем мы регулярно и занимаемся: выезжаем в экспедиции, «под карандаш» записываем устное народное творчество. Хотя петь сейчас люди стали намного меньше. Почему 60 лет назад в Омске возник хор? Потому что в народной среде песня была поддержанием национального духа, фоном и наполнением жизни человека. Я объездила всю Омскую область, и везде бабушки и дедушки в голос утверждали, что не было такого человека, который бы не пел. Увы, этого сейчас лишены наши дети. Теперь наше ухо настроено на современную волну, изменился звуковой фон. Но вы поставьте маленькому ребёнку русскую народную песню и посмотрите, как он будет под неё танцевать. На генетическом уровне любовь к народной песне остаётся.
Самородки есть
- Почему же в народной песне столько всего сочетается?
- Поэтически тексты в них очень богаты. А всё потому, что раньше не существовало радио, телевидения. Устное народное творчество было одним из методов воспитания. И нужно периодически возвращаться к своим корням.
- Но ведь то, что существовало раньше в народной среде, всё равно не вернёшь. Хор - понятие искусственное…
- Народный хор - это совершенно другой жанр. Это искусство сценическое и профессиональное. Если в народной среде главное - импровизация, то у нас - фиксированность выступлений. Мы хотим средствами профессиональной обработки подчеркнуть красоту народной песни.
- А без музыкального образования сориентировать не получится? Раньше ведь и без него как-то обходились.
- Я не говорю, что у нас в области нет самородков. Человек может божественно петь и без музыкального образования. Просто раньше с этим было проще - люди росли в музыкальной среде и легко могли влиться в коллектив. У нас конкурс в хоре был 350 человек на место! Сейчас меньше.
- Это всё влияние популярной музыки? Как, кстати, относитесь к ней?
- Понимаете, вся остальная музыка для меня - это шум, фон, шорох, шелест… Как гул машин, я его не замечаю. Народная песня заполняет всё сердце.
Кстати
Юбилейные концерты Омского русского народного хора состоятся 11 и 12 декабря на сцене ТЮЗа.
Смотрите также:
- О валенках, душе и песне. Омичи стали лучшими на фестивале «Русское поле» →
- Надежда Бабкина: «Культура – это иммунная система государства» →
- Фольклор народный и "инородный" →