ХОТЯ большое количество детей со скрипичными футлярами в руках обозначили: интерес к якутским самородкам есть.
Под патронажем президента
СИБИРЬ встретила музыкантов холодами, а залы - пустыми местами. Но виной всему не только морозы. Просто ансамбль, о мастерстве которого говорит весь мир, в родной стране практически не известен широкой публике.
«Я рад, что в Омске к нам отнеслись серьёзно, тем более что о нас больше знают за границей, чем в российских городах», - сказал Станислав Афанасенко, директор ансамбля.
«Виртуозы Якутии» - единственный творческий коллектив, выведший Республику Саха «в мир», и один из самых молодых «брендов» России, его участникам от 14 до 23 лет. К примеру, концертмейстеру коллектива Фросе Ефимовой всего 14, а она уже стала лауреатом семи (!) международных конкурсов и получила три Гран-при. Однако дети уезжают из уникального якутского ансамбля, потому что кроме славы всем хочется ещё и достойно жить. Зарплата, которую они получают, до «достойной» не дотягивает.
Между тем первое российское турне «Виртуозов Якутии» проходит под патронажем президента России. Но вся беда в том, что громкие слова «гордость республики» и «визитная карточка России» остаются только словами. Директор коллектива даже не может добиться приёма в республиканской комиссии по имиджу, чтобы попросить помощь. В Омске Станислав Афанасенко признался, что аншлагов, особенно в Сибири, коллектив не собирает не только из-за сильных холодов.
- Сказалось и то, что после новогодних праздников люди долго раскачиваются, чтобы решиться пойти на концерт, и то, что кризис просто не дал нам возможности начать готовиться к туру за полгода, а не за пару месяцев. Нам только за месяц до начала поездки открыли финансирование. Артисты на нервах, филармонии, с которыми велись переговоры, тоже. Сложись всё немного по-другому… Вот, например, буквально перед тем, как приехать в Омск, мы давали два концерта в Томске. На первом была половина зала, зато на следующий день народу пришло столько, что его было некуда рассаживать.
«Белое пятно» СССР
- ВАС с «Виртуозами Москвы» не сравнивают? Коллектив ведь тоже на молодом составе вырос, да и названия у вас созвучные.
- Во-первых, «Виртуозы Москвы» - это камерный оркестр, а мы - ансамбль скрипачей. Во-вторых, они играют с дирижёром, а мы - без. С дирижёром, конечно, легче. Но зато так у музыкантов сильнее вырабатывается чувство ансамбля. Я вообще считаю, что дирижёр закрывает оркестр. Зритель видит его спину, дирижёрский пульт, стулья, на которых сидят музыканты. Одни - дальше, другие ближе. А у нас каждый исполнитель как на ладони, весь концерт, который длится 2,5-3 часа, играем стоя и без нот. Зрителю видны и эмоции, и артистизм.
- Ваш коллектив много гастролирует по миру. Наверняка сталкиваетесь со стереотипами, всё-таки Якутия, как и Сибирь, для большинства окутана нелепыми мифами.
- Ребят часто принимают за китайцев или корейцев, потому что в этих странах скрипичное дело поставлено на высшем уровне. Якутия в течение многих десятилетий советской власти была «белым пятном». Вот мы и удивляем. Люди ведь думают, что Якутия - это постоянные морозы и много медведей. Кстати, про Сибирь часто думают так же. А на самом деле в Якутии ещё и талантливые дети есть.
- Юные артисты нормально воспринимают такой повсеместный успех? Срывы на почве амбиций бывают?
- Любому молодому человеку свойственно головокружение от успеха. Редко кто этого не испытывает. Главное здесь - правильная воспитательная политика педагога.
- У вас какая политика?
- Постоянное оттачивание мастерства, мысль о том, что этой высотой всё не заканчивается. Ребята слушают лучшие оркестры, лучших солистов, на которых надо равняться. Они профессионалы с большим потенциалом, но ещё не взрослые. И сегодняшний успех, в принципе, аванс, чтобы развиваться дальше. А такие турне, как это, их закаляют. Кстати, мы надеемся когда-нибудь ещё и кругосветные гастроли организовать.
- То, что участники ансамбля - дети, уже вызывает положительные эмоции у зрителей. Это ведь тоже некий «аванс» успеха, причём беспроигрышный. На детей всегда с симпатией смотрят.
- У них не возраст, а энергия самое главное. Хотя, конечно, нельзя не согласиться, что одно от другого зависит. Зрители чувствуют, что это не просто технология, а 100% эмоциональной отдачи. Естественно, это им нравится.
- Как при таком объёме гастролей ребята успевают учиться?
- Об этом у нас постоянные споры с руководством школы. Кроме того, что она гордится детьми, она вынуждена и мириться с их частыми разъездами. Когда мне твердят, что они должны быть всесторонне развитыми личностями, посещать уроки химии и физики, я всегда отвечаю на это: так они могут стать «всесторонними серостями». Всё охватить невозможно. У любого школьника есть приоритеты - гуманитарные науки, математические, другие предметы. И потом, из таких ситуаций всегда можно найти выход - сдавать экстерном, заниматься индивидуально. И ребята вырастают такими, что никто их не упрекнёт в необразованности.
Не хотелось бы «распадаться»
- НА гастролях удаётся хоть что-то заработать?
- В этом турне мы заведомо были настроены на убыток. А вообще зарабатываем немножко, но это не прибавка к зарплате, а средства на дальнейшие поездки. Денег же нам никто не даст, хотя ансамбль и является бюджетным учреждением.
- О вас пишут: «Надо сохранять такой ансамбль в России, чтобы его не приобрели другие страны». Уже предлагали переехать?
- Нет, здесь вся проблема в бюрократических препятствиях, которые мешают работать.
Кроме того, у нас в Якутске нет такой культурной среды, как у вас, в Омске. Нет филармонии. Редко приезжают музыкальные деятели, дирижёры. И ребята, подрастая, естественно стремятся постичь что-то ещё, хотят большего. Нельзя их винить - это свойство человеческой натуры. Когда начался отток участников, нам пришлось отбирать новых. Не хотелось, чтобы такой ансамбль распался. Ведь у этого коллектива многое имеет приставку «впервые».
Смотрите также:
- Дмитрий Маликов: пока есть талантливые дети, будет жива наша культура →
- Музыкальный Эверест. В Омске выступил известный британский пианист →
- Ольга Усова: «В оперном искусстве сейчас кризис» →