В омском «Арлекине» Елена Артамонова работает с октября 1987 года. За 25 лет жизни на сцене она доподлинно узнала, как сделать, чтобы ребёнку не было скучно и чем вообще можно удивить современных и избалованных малышей. О кукольном мире и провинциальной культуре – в интервью «АиФ в Омске».
А лапа отвалилась
Ольга Минайло, omsk.aif.ru: Елена, говорят, что актёры вне своей профессии существовать не могут, что отказаться от сцены невозможно, потому что взгляд на мир уже совсем другой. Вы на пару лет уходили из театра, но потом вернулись. Без сцены никак?
Елена Артамонова: Никак. В «Арлекин» я пришла в 1987 году, когда для театра началась совсем другая эпоха. В 1990-х годах появлялись новые режиссёры, мы постоянно ездили на гастроли, в том числе за границу. Чехия, Италия, Финляндия, почти все страны СНГ... Поскольку я в театре только начала работать, мне казалось, что это только начало, что потом будет лучше, что нас ждёт Париж, Нью-Йорк… Это потом уже стало понятно, что лучшее как раз и было в те годы. А потом настал 1997 год, когда во всей стране в одночасье стало плохо с зарплатами, когда её могли запросто выдать какими-нибудь консервами. А я одна воспитывала ребёнка. Поэтому решила уйти из театра - работала только в тех спектаклях, в которых была занята раньше. Иногда меня узнавали люди и спрашивали: «А вы случайно в театре кукол не работали?». Я отпиралась и говорила: «Никогда в жизни!». Мне было страшно неловко, что я, актриса, вот тут стою в магазине и продаю фотоплёнку. Через два с половиной года я вернулась в «Арлекин». Без театра жить не получается. У актёров несколько другое восприятие жизни, и перестроиться сложно.
- Четверть века с куклами: Вы можете сказать, что всё о них знаете?
- Вы о новых механизмах? Есть актёры, которые любят куклы со сложной системой управления. Чем больше в куклу заложено движения, тем сложнее механизм. Но лично мне это не нравится. Например, в спектакле «Ночь перед Рождеством» художник с механиками придумали, что у моей куклы Солохи при ходьбе будут попа и грудь шевелиться. Механизмов внутрь набили столько, что у меня из-за них рука не проходила во внутрь куклы. В итоге я всё оттуда убрала и те движения, которые должны были исполнять механизмы, я повторила своей рукой. Зачем лишний раз нагружать куклу шурупами и проволоками? Всё равно на сцене самыми смешными остаются обыкновенные перчаточные петрушки.
- На сцене с куклами может что-то непредвиденное произойти? Механизм какой-нибудь заклинить, например?
- Нет, это же не машина. Хотя однажды в спектакле «Машенька и Медведь» у моего медведя периодически отваливалась лапа. Её постоянно прикручивали на место, но это не помогало. И вот как-то раз лапа отвалилась прямо во время спектакля. Я так разозлилась на это, что мой медведь взял отвалившуюся лапу и закинул её за кулисы. Хорошо, что стиль представления позволял делать такие вещи, и все зрители только посмеялись.
Испугать театром
- В последнее десятилетие кукольный театр превратился в некий синтез искусств. Актёры уже по большей части не прячутся за ширмой, поют, танцуют… Это нормально, что в кукольных спектаклях не хватает кукол?
- Даже это уже уходит в прошлое, когда на сцене больше человека, чем куклы! Сейчас драматические театры стали задействовать кукол в своих постановках. Драматические режиссёры просто удивляются: почему кукольники от кукол отказываются? Ведь у куклы другая степень условности и другие возможности, при помощи которых можно передать смыслы, которые не может воплотить живой актёр. Это иной способ театральности. Например, Александринский театр получил «Золотую маску» за спектакль «Счастье» по «Синей птице» Метерлинка, где много приемов кукольного театра.
- Омский «Арлекин» на фоне остальных кукольных театров страны выделяется довольно серьёзным вечерним репертуаром. Но, как ни крути, от стереотипа, что кукольный театр только для детей, далеко не уйдёшь…
- Спроси у любого человека на улице, пойдёт ли он в кукольный театр, он скажет: «А что я там забыл?». У нас ведь считается, что в таких театрах по сцене обязательно должна ходить огромная кукла и разговаривать нечеловеческим голосом. Но сейчас данный вид театра настолько разнообразен, как никакой другой. У него нет таких определенных рамок, как у драмы и музыкального. И мир, придуманный на сцене на кукольного театра, способен удивить не только ребёнка, но и взрослого.
- А чем же удивить современного ребёнка? Он же всё знает лучше взрослых.
- Дети - самая благодарная публика?
- Если им нравится спектакль, то да. Но если детям скучно, то они будут разговаривать и спрашивать у мам, когда это всё закончится. Скучно потому что. А скука - убийца всего в театре. В театре не должно быть скучно. Иногда такое случается в зрительном зале не по вине театра. Предположим, когда родители приводят совсем маленьких ребятишек на спектакли, которые ориентированы на школьников. Разумеется, малыши не могут вникнуть в сюжет, им становится скучно, а сидеть тихо только из-за дисциплинированности они ещё не могут.
- В каком возрасте всё-таки детей лучше приводить в театр? Это же ненормально, когда родители грудничков приносят на спектакли – они же всё равно ничего не понимают.
Российским кукольникам завидуют западные
- Елена, многие зарубежные кукольники часто завидуют российским коллегам. А чему завидовать-то?
- Наверное, мы, российские кукольники, избалованы по сравнению с нашими западными коллегами: у нас есть зрительные залы, куда публика приходит смотреть наши спектакли. Те же испанцы страшно нам завидуют, потому что у них нет государственных театров кукол, только частные, в которых труппа – 2-3 человека. А в России кукольникам ещё и зарплату ко всему прочему платят. Но свои плюсы в частных театрах тоже есть. Когда человек работает сам на себя – он отвечает за своё творчество. В репертуарном театре процесс невольно становится производственным. Ну, сыграл актёр сегодня плохо, никто же не умрёт от этого. В крохотных частных театриках ты должен работать так, чтобы на тебя хотели смотреть. Стимул другой.
- Многие кукольники искренне верят в то, что куклы – мистические существа и одушевляют их. Вы с этим согласны или кукла всё-таки просто рабочий инструмент?
- Нет, кукла – это определённая мистика. Один мой приятель, тоже кукольник, уверяет, что в любую человекоподобную фигуру вселяется дух. Это может быть и кукла, и памятник. Вы никогда не задумывались, почему люди устремляются к памятникам, почему существуют различные приметы, что прикосновение к ним принесёт счастье. Один мой приятель на месте помойки под окнами своего дома обустроил пруд и в середине его поставил корягу, очень напоминающую Буратино. И этот Буратино полностью изменил ауру этого места, все очень быстро забыли, что недавно тут была помойка. Оно стало очень любимо и взрослыми, и детьми, которые то конфеты для Буратино оставляли, то шарфик на него повязывали. А по своей работе я могу сказать, что энергетика только что сделанной куклы и куклы, много лет выходящей на сцену, кардинально различаются. Кажется, что в кукле существует память её пластических возможностей, её характерных движений, которые со временем она совершает очень легко, актёру не нужно затрачивать значительных физических усилий. И это не просто привычка самого артиста, потому что если твою куклу возьмёт другой артист, он не сможет изменить её пластику, она будет продиктована её характером, её кукольной душой.