«Не показывайте грязь!», или Почему в России снимают «пластмассовое» кино

   
   

Сейчас Владимиру уже не приходится на пальцах объяснять зрителям специфику жанра. За последние годы 28-летний режиссёр успел снять несколько успешных документальных фильмов и получить признание международного уровня. Одна из последних знаковых работ - «Анатомия чемпиона» - рассказывает о жизни омского боксёра, призёра Олимпийских игр Алексея Тищенко. На прошедшем III Международном фестивале спортивного кино лента заняла второе место. Головнёв уверен - настоящее документальное кино можно снять только в провинции.

Без пафоса

- Владимир, вы говорите о том, что документальное кино снимать в Москве или Петербурге не имеет смысла. Почему? Дорого?

- Я один раз снимал кино в Москве - это отвратительно. Отвратительно с точки зрения ограниченного количества съёмочных дней. Тот фильм до сих пор не вышел на экран - не удалось договориться с продюсерами. Мы снимали историю о том, как на телефон доверия звонят люди и рассказывают о своих проблемах. При этом один час работы в помещении, где мы находились, стоил пять тысяч рублей. Я постоянно видел перед глазами этот счётчик - пять тысяч рублей, десять… А если бы мы фильм полтора года снимали? Но дело не только в деньгах. В Москве в плане документального кино делать нечего - там уже давно «перекопали» всё вдоль и поперёк. Трудно быть небанальным. К тому же настоящая жизнь - в провинции. А в Москве складывается ощущение, что люди играют на публику постоянно. И этот наигранный пафос документальному кино не интересен. В провинции мне нравятся люди, истории. Они ближе к настоящей жизни. Но игровое кино нужно делать в Москве или Питере. По финансово-организационным причинам.

- Документальные фильмы в кинотеатрах Омска не увидишь. Везде такая ситуация?

- В России жанр документального кино вообще только недавно появился. Всё, что ранее подразумевалось под ним, относилось к разряду научпопа, какой-нибудь фильм для школьников про силу тока. В европейских странах этот жанр наоборот хорошо развит - идёт в кинотеатрах практически наравне с мировыми премьерами. В России у документалистики другие принципы - минимум телевизионной эстетики. Жанр до сих пор находится в пограничном состоянии. Его трудно воспринимать как кино, которое идёт на Венецианском или Каннском фестивале. Массового зрителя нет. Я вас уверяю, что фильмы Сакурова посмотрят намного меньше зрителей, чем те же «Яйца судьбы». Дай Бог, чтобы это был вопрос времени.

Особый жанр

- Вы снимали кино про фанатов ХК «Авангард», сейчас про чемпиона Алексея Тищенко. Спортивная тема сегодня самая актуальная?

   
   

- То, что два моих последних фильма о спорте, - случайное совпадение. Мне интересен сам человек, я пытаюсь разобраться в нём. А моя следующая работа будет не о спорте, а о буддийском монастыре. Документалистов сейчас увлекают самые разные темы. Раньше сильно педалировалась чернуха. Хорошо, что от неё начали отходить. Мы выбрались из этого «гипер-авангарда», когда показывают всё самое чёрное - только бы привлечь зрителя. Иногда просто самому стыдно такое смотреть. До мурашек пробирает. Один известный режиссёр всё время снимал самую мерзкую грязь. Если у него в фильме никого не вырвало, никого не изнасиловали и никто не родил в кадре - это уже не кино. Но делать себе имя на мерзости, показывать проблему с точки зрения низа, чтобы потом на тебя было много ссылок в Интернете, я не хочу. Сейчас режиссёры начали задумываться о каких-то художественных вещах, эстетике.

- На прошедшем фестивале спортивного кино вы заняли второе место. Это успех? Всё-таки 25 стран-участников...

- Второе место я успехом не считаю. Мы, конечно, обратили на себя внимание, и это здорово. Но замах был на что-то большее. Фильм про Алексея Тищенко снимали полтора года по драматургическим канонам. Я ни над одним фильмом так долго не работал. Самым сложным было одновременно попасть и в омского, и российского зрителя. Каноны вкусов разные. То, чем «кормят» нас, провинцию, и то, что «кушают» Москва и Петербург, - две большие разницы. Поэтому приходилось всё время метить в середину, чтобы понравилось всем.

- Документальный фильм снимается по определённому графику?

- Нет, что вы, мы бы убили тогда весь фильм (смеётся). Документальное кино - особый жанр, когда режиссёр не должен мешать. И особая школа. Многие режиссёры из документального кино уходят в игровое. А ещё большинство режиссёров - с Рублёвки, снимавшие ранее рекламу. Вот и художественное кино у нас получается «пластмассовое» и ненастоящее. Люди думают, что если они хорошо освоили компьютерную графику, то можно брать камеру в руки. Но это они графику освоили, а кино - нет.

- Со своим фильмом сложно пробиться на российские экраны?

- Мне хочется снять игровое кино, но в плане дебютов ситуация в стране патовая. Из нескольких сотен российских заявок поддерживают только одну. И мне сложно представить, как можно из нескольких сотен попасть в одно (!) место. Пусть сначала кинематографисты России разберутся со своими законами, а там посмотрим.

Досье

Владимир Головнёв, режиссёр. Родился в 1982 году в Омске. Окончил истфак ОмГУ в 2004 году. Спустя год получил диплом независимой школы кино и ТВ «Интерньюс» по специальности «кинорежиссура». Работает в жанре документального кино, имеет много наград с престижных кинофестивалей.

Смотрите также: