Как состояться лингвисту и скульптору в Омске?

Омские моржи очаровали новосибирцев. © / Ирина Самойленко / АиФ

Она уже не первый год становится победителем различных конкурсов по созданию фигур из снега. Вот и в начале 2014 года вместе со своими единомышленниками завоевала главный приз XIV Сибирского фестиваля снежных скульптур. Оригинальная работа «Доплывём до Сочи», получившая кубок мэра Новосибирска, изображает забавных пловцов-моржей.

   
   

Творчество – общее дело

Дмитрий Мазур, omsk.aif.ru:Наталья, моржевание – не олимпийский вид спорта, да и от Новосибирска до Сочи далеко плыть. Но, тем не менее, Ваша работа вызывает только самые яркие и притом непротиворечивые впечатления.

Наталья Скареднова: Видимо, дело в том, что наша команда создаёт все образы сообща. Не просто на уровне примитивного разделения труда: ты придумал идею, я подготовила эскиз, а кто-то вырежет скульптуру из снега. Нет, мы именно вместе размышляем, и каждый привносит что-то своё. Основа нашей творческой группы: Ольга Морозова и я. Мы вместе работаем с 2007 года. Ещё с нами была Екатерина Перова, но в последние годы у Кати семья, маленькие дети, и она уже просто не может в полной мере отдаться своему увлечению. Четвёртая наша подруга – Ирина Самойленко, она тоже пока не с нами, поскольку ожидает ребёнка. Зато у нас появился новый участник – Антон Колосов. Очень полезный специалист… двухметрового роста.

До его прихода к нам мы даже не представляли, что можно вырезать снежную скульптуру, не пользуясь стремянкой. Мы втроём в этом году и создали наших пловцов-моржей. Решили совместить тему Олимпиады и исконную сибирскую традицию зимнего купания.

Лингвисту в Омске трудно

– Нечасто встречаются филологи-скульпторы. Как это в Вас совмещается?

АиФ
Нас всегда интересует отклик зрителей.
– Прекрасно совмещается, потому что лингвистика – это наука, абсолютно не привязанная к материальному миру. Это чистая абстракция, как и математика. А снег – это то, что делается руками, что существует в пространстве. К тому же трудно сказать, что для меня профессия, а что – увлечение, хобби. Я ведь непосредственно лингвистом не работаю. Сейчас продолжаю учиться в Санкт-Петербурге по тому же направлению «филология» и одновременно работаю в компании, которая занимается изготовлением декораций, костюмов и других полезных вещей для театров и кинематографа. То есть моя работа носит скорее прикладной, чем научный характер. Ольга Морозова находится в Москве. Она тоже решила пойти дополнительно поучиться… на мультипликатора.

– Мультипликатора?

   
   

– Да, она всю жизнь мечтала рисовать мультики. Вот и захотела поучиться этой профессии. Может быть, поэтому наша последняя работа получилась почти детская. А если серьёзно, то люди ищут себя в самых разных направлениях. Сама жизнь, видимо, заставляет. Найти себя в Омске, только создавая снежные скульптуры, трудно.

– Вот и Вы решили уехать в столицу на Неве?

– Тоже не от хорошей жизни. Я просто не знаю, где могу работать филологом в Омске и сколько смогу заработать. Моё направление: лингвист-американист. Меня интересует язык и культура Северной Америки – в частности, Соединённых Штатов. Всю жизнь мечтала изучить английский язык и читать книги в оригинале. Программа-минимум мною достигнута. В перспективе не исключаю переезд в другую страну. О чём говорить, если даже наши преподаватели в Питере нас предупреждают, что применить наши знания на родине будет трудно. Я уже и не задумываюсь о всяческих реформах Российской академии наук или почему мы отказались от обычных экзаменов в пользу ЕГЭ. Но раз люди уезжают из регионов в российские столицы, а оттуда стремятся за границу – значит, ситуация неблагополучная.

Пусть будет белым снег

– Наталья, как Вы относитесь к художественной ценности скульптур в Омске? Почему здесь не проводятся фестивали такого уровня, как в Новосибирске?

– Вы знаете, это очень странно, почему у нас нет ничего подобного. Что касается качества, то городок «Беловодье», созданный заводом имени Попова, замечательный, но там большее внимание отдано ледовым скульптурам, а это совсем другая технология. Не радует качество снега. В Омске он какой-то серый. В том же Новосибирске снег собирают не на улицах, а за чертой города.

– На серую скульптуру и смотреть скучно…

– Верно. Но самое главное – качество снега очень много значит в нашем творчестве. Важен контраст между светом и тенью, скульптура от этого начинает играть всеми гранями. А из серого снега трудно создать что-то вдохновенное.

– Скажите, местная омская власть вам хоть чем-нибудь помогает? Ведь ей должно быть небезразлично, кто представляет наш город на уровне Сибирского федерального округа…

– Мы никогда ничего не просили у омской власти. И нам никакой помощи не предлагали. Но ведь это не главное в творчестве. Значит, справимся сами, нас больше интересует отклик зрителей. С другой стороны, не хотелось бы ругать родной город Омск. Да, в Новосибирске есть хороший фестиваль снежных скульптур, но социальная ситуация там тоже непростая, как и в целом по России. И я с трудом себе представляю, что смогу там состояться в качестве специалиста.

Досье
Наталья Скареднова, филолог-американист, в составе омской группы неоднократный победитель ежегодного фестиваля снежных скульптур в Новосибирске, в том числе в 2010-м, 2013-м и 2014 гг., обладатель награды на фестивале «Гиперборея-2013» в Петрозаводске.