Более 20 лет балерина Наталья Торопова блистала на сцене Омского музыкального театра, вызывая своим обаянием, особой грацией и профессионализмом бурные овации публики. Ей посчастливилось станцевать все сольные партии, о которых начинающая балерина может только мечтать.
Сейчас Наталья Леонидовна - заслуженная артистка Российской Федерации, доцент кафедры режиссуры и хореографии факультета культуры и искусств Омского государственного университета им. Достоевского, преподаватель детской балетной студии при Омском музыкальном театре, а с 2022 года носит звание «Легенда омской сцены». К её мнению прислушиваются коллеги, а юные ученицы просто обожают свою наставницу. О наставничестве в искусстве Натальи Леонидовна рассказала корреспонденту omsk.aif.ru.
Путь в наставничество
Не каждый может стать наставником в балете. Для этого нужно прежде всего желание, а также специальное обучение. «Я долгое время совмещала работу в театре и наставничество в балетной студии. Не заметила, как педагогическая деятельность начала мне помогать: я стала чаще задумываться, так ли я двигаюсь, как учу своих воспитанниц; увеличился самоконтроль, - рассказала Наталья Леонидовна. - Мне посчастливилось пройти шестилетнее обучение у балетмейстера и талантливого педагога Габриэлы Комлевой по классу педагога-репетитора в Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Оно дало мне очень много!»
К слову, обучения могло и не быть, поскольку Наталья Леонидовна на сутки опоздала с подачей документов. Но приёмная комиссия приняла их и позволила сдать вступительные экзамены.
«Надо» - главное слово
«Наставничество в балете практически не отличается от наставничества в любом другом виде искусства, - считает Наталья Леонидовна. - В школе изучают азы танца, базовые движения, а в театре наставник занимается с состоявшейся творческой личностью. Нужно учитывать, что в театре, как правило, выделяются лучшие, те, у кого есть потенциал, кто способен развиваться дальше, кто ради этого может пересилить себя, заставить работать ещё больше. Я всегда говорю своим воспитанницам, что в балете успех приходит только к тем, кто может себя заставить отдаться работе полностью, без остатка. Учу тому, что есть волшебное слово «надо», которое хорошо дисциплинирует».
По мнению Натальи Тороповой, профессионалу наставник тоже очень нужен. Самоконтроль, конечно, хорошо, но балерине необходимо, чтобы был контроль движений и поз со стороны. Зеркало может искажать действительность. Взгляд со стороны позволяет быстрее заметить и исправить ошибки и недочёты. Это важно, так как переучиваться всегда сложнее, чем изначально выучить правильно.
Из других мотиваторов для учащихся - возможность профессионального роста и работа в известных театрах. «Мои воспитанницы стремятся улучшить технику танца, чтобы достойно выступать на различных творческих конкурсах, - поделилась Наталья Леонидовна. - Представителям сферы искусства очень важно встречаться на конкурсах и форумах, мастер-классах и лабораториях, обмениваться опытом. Это помогает быстро расти профессионально».
Даже самому наставнику нужен наставник! Общение с коллегами, обмен опытом не заменят ничего. «Однажды я попала на репетицию Габриэлы Комлевой - она с балериной репетировала партию Жизели, - поделилась воспоминаниями Наталья Леонидовна. - Я много лет исполняла эту партию, но увиденные нюансы для меня стали откровением. Тогда я пожалела, что уже не танцую. Со своей стороны я всегда готова поделиться опытом с коллегами. Иногда у нас в театре бывают педсоветы, на которых мы обсуждаем новые приёмы и средства выразительности танца».
Наталья Леонидовна считает себя в большей степени авторитарным наставником, но с элементами демократичности. Такой стиль работы считается наиболее эффективным, приводящим к успеху учеников. Соблюдение дисциплины в балете имеет основополагающее значение, но авторитаризм не мешает дружбе и хорошему общению между наставником и воспитанниками.
«Бойтесь моего молчания»
Воспитанники в большинстве своём молодые люди, которые знают, чего хотят от жизни. Это снимает ряд проблем: наставник делится опытом, подопечные повышают свой профессионализм. Но возможны ли проблемы?
По словам Натальи Леонидовны, каждый наставник хочет гордиться своими воспитанниками. И бывает до слёз обидно, если воспитанник уходит из профессии. «Жаль потерянных сил и времени, - сказала Наталья Торопова. - Обидно, когда молодой человек с прекрасными балетными данными долго и упорно занимается, а потом резко меняет планы и вообще уходит из искусства. К сожалению, ни один наставник не застрахован от этого».
Ещё одна проблема - звёздная болезнь подопечного. Когда она появляется, воспитанник начинает равнодушно воспринимать советы наставника.
«Я говорю своим ученикам: «Бойтесь не придирок моих, а молчания. Если я перестаю обращать на вас внимание, значит, считаю, что зря трачу на вас время. Лучше я потрачу свои силы на того, кто хочет самосовершенствоваться», - подчеркнула Наталья Леонидовна.
Есть распространённый миф: найду наставника - и сразу стану успешным. По мнению Тороповой, он не соответствует реальности, так как всё зависит от человека. Можно найти наставника, но не воспринимать его уроки и советы, ничего не впитать в плане мастерства. Умный профессионал всегда найдёт, чему поучиться.