Алексей Гализдра: «Хотите связать свою жизнь с музыкой – уезжайте из Омска»

Алексей Гализдра поведал про омский шоу-бизнес. © / архив Алексея Гализдры

«Почти каждый день ко мне приходят омские музыканты со своими песнями и спрашивают, что с ними делать? Первый совет – чемодан, вокзал, Москва. Если вы серьёзно хотите связать свою жизнь с музыкой, в нашем городе вам делать нечего», – считает Алексей Гализдра, музыкант и продюсер.

   
   

Почему в провинциальном городе априори не может быть такого явления, как шоу-бизнес? Талантливым людям, живущим в Омске, остаётся превращать музыку в хобби и играть по ресторанам для души, поскольку заработать на этом практически невозможно. Можно ли стать популярным исполнителем в нашем городе и зачем это нужно – в интервью «АиФ в Омске».

А провода китайские

omsk.aif.ru: – Алексей, почему всё-таки нельзя поставить в одно предложение слова «Омск» и «шоу-бизнес»? Что мешает развиваться музыкальному бизнесу в нашем или любом другом городе на периферии?

Алексей Гализдра: – Деньги. Это единственный двигатель шоу-бизнеса. Бизнес предполагает получение прибыли, но если ничего не вкладывать, получить прибыль невозможно. Проблема в том, что отсутствует необходимая среда – медиапространство. В студийной работе есть такое выражение, что качество оборудование определяется самой слабой его точкой. Например, купили вы очень дорогой микрофон, компьютер, звуковую карту, которая позволяет делать продукт мирового уровня. А провода у вас дешёвые, китайские. И покупка микрофонов и всего остального теряет смысл. Я, конечно, утрирую, но смысл понятен.

Музыкантам приходится быть альтруистами. Фото: архив Алексея Гализдры

И весь шоу-бизнес – это цепочка из таких вещей. Когда качество одного звена цепи низкое или вообще отсутствует, то вся цепочка перестаёт работать. Если мы в России научились выращивать и продавать зерно, то здесь понятно, что и как нужно делать: кто-то выращивает зерно, кто-то его продаёт. Шоу-бизнес работает по тем же законам. Это некие товарно-денежные отношения. Но если в торговле зерном существуют какие-то площадки, где его можно реализовать, то в торговле песнями сложнее. Как продавать товар, если ты не можешь продемонстрировать его на рынке? Я же не делаю продукт бесплатно, он всё равно стоит денег. Люди, работающие в студиях, тоже хотят заработать. А как получить прибыль? Власть со своей стороны в этом плане не помогает, это же не ДК отремонтировать.

ДОСЬЕ
Алексей Гализдра, музыкант, продюсер. Родился в 1969 году в Омске. Играл в группах «Протей», «Мамочка», «Коллекция бабочек», «Летний вечер». В 1992 году получил приз зрительских симпатий в телевизионном конкурсе «Ялта-92». В 2013 году открыл собственный продюсерский центр.

Поэтому для создания действующей модели бизнеса, основанного на шоу, нужно сначала создать эту среду. Её нет, но в этом никто не виноват. Чтобы что-то создать, нужно что-то вложить. Создать свой телеканал, радиостанцию, крутить там свои песни. Что касается выпуска пластинок, то они сейчас почти не продаются, вся индустрия в загоне. Реально заработать можно только концертами, но ходит ли сейчас на них народ? На местные концерты?

omsk.aif.ru: Ходят, но за копейки. Больше 200 рублей за концерт местной музыкальной группы омичи вряд ли отдадут – это факт.

   
   

Алексей Гализдра: – Вот и я о том же. Это и настроение граждан, и вопрос пропаганды, рекламы, а также мысли о том, что жить в Омске невозможно, лучше отсюда уезжать. Ну не способствует всё это развитию шоу-бизнеса. Хотя у нас в разных жанрах есть много интересных омских музыкальных коллективов. Но они вынуждены превращать музыку в хобби, даже если у них весь мир – творчество. А хобби – оно не кормит. И музыканты вынуждены идти работать в кабак, что, по сути, альтруизм.

Самородков не хватает

omsk.aif.ru: – Накануне прошёл финал вашего музыкального шоу «Народная студия». Для Омска это совершенно новый телевизионный формат. Пользу в плане развития шоу-бизнеса в Омске от него ощутили?

 Алексей Гализдра: – Это проект дотируемый, он недешёвый. Пока что он нам ничего не приносит, кроме имиджа. Но с точки зрения бизнеса – это не бизнес. Потому что на центральных телеканалах любой медиауспешный продукт обрастает сопутствующими вещами: майки, футболки, сувениры и так далее. У нас такого нет.

Гализдра стал известным в Омске после музыкального конкурса «Ялта-92». Фото: архив Алексея Гализдры

omsk.aif.ru: А как же омские таланты? Они ведь приходят, о себе заявляют. Тоже вроде как хорошо.

Алексей Гализдра: – Есть много людей, которые могут что-то талантливо спеть или станцевать. Наш проект привлекателен тем, что у нас нет каких-то определённых рамок. Играешь на гармошке или балалайке? Пожалуйста! Поёшь треш? Тоже приходи! Хотя с балалайкой никого пока не было, только с баяном выступал один человек и пел прекрасные песни собственного сочинения. Такой парень, что называется, от сохи. Но у нас очень мало тех людей, кто может создать на рынке что-то принципиально новое. Но даже если создадут, что дальше? Каждый день мне звонят или приходят люди и демонстрируют своё творчество. Иногда очень хорошего качества. Спрашивают, что им делать? Мой первый совет – чемодан, вокзал, Москва. Если вы серьёзно хотите связать свою жизнь с музыкой, в нашем городе вам делать нечего. Если вы хотите быть популярным в Омске – я назову вам сумму и сделаю вас популярным, но зачем? Эту сумму в нашем городе вы всё равно не окупите.

omsk.aif.ru: А омские музыканты, которые приходят к вам со своим творчеством, это те люди, которые гонятся за славой?

Алексей Гализдра: – Разумеется, тщеславие имеет место – о славе мечтают все музыканты. Когда я был подростком, тоже думал: «Боже мой, я такой прекрасный и замечательный, человечество должно узнать о моём существовании!». Это потом уже смеёшься над своими детскими мечтаниями. Да, и у славы есть оборотная сторона. Вот едешь ты утром в троллейбусе в не самом лучшем виде, а тебя узнают. Что тут приятного? Так что тот факт, что ко мне сейчас меньше на улицах стали подходить, только радует.

Уехать и вернуться

omsk.aif.ru: Омск считают театральной столицей Сибири. А музыкальным городом нас можно назвать?

Алексей Гализдра: – Наши творческие люди ничуть не хуже, чем в других городах. Из Омска уехало огромное количество музыкантов мирового уровня, которые сейчас работают в других городах и странах, именно по той причине, что здесь нечего ловить. Люди ищут лучшей доли для себя, и за это их упрекать нельзя. Я сам трижды уезжал из Омска в Москву, но всегда возвращался. Наверное, нужно уезжать тогда, когда тебе 16 лет, когда нет ни родины, ни флага, тебя никто не держит. Когда ты уже взрослый человек, у тебя сформировался круг друзей и близких людей, начинать что-то новое на том месте, где ты никому не нужен – сложно психологически. Поэтому я и возвращался. Не потому, что не находил себе места. Находил. И зарплата была нормальная. Но надо же с кем-то жить, дружить, общаться. Все привычные вещи, которые были у тебя на родине, на новом месте нужно создавать заново. А прожить жизнь, чтобы к её концу скопить деньги на квартирку в Подмосковье… Зачем? Я значительно раньше куплю квартирку на окраине Омска.

Алексей Гализдра принимает участие в съёмках программы. Фото: архив Алексея Гализдры

omsk.aif.ru: Вы патриот?

Алексей Гализдра: – Да. Хотя я всегда не любил подобное определение, мне кажется, оно несёт негативный оттенок. Но я чётко помню момент, когда стал патриотом. Это было после музыкального конкурса «Ялта-92», на котором я получил приз зрительских симпатий. Когда я вернулся в Омск, на вокзале ко мне подошла незнакомая женщина и спросила: «Вы Алексей?». Я кивнул головой. Тогда она кинулась мне на шею, заплакала и сказала «Мы так за вас болели, вы же наш, омич!». А ведь конкурс транслировался в Омске ночью, и мне было странно, что незнакомые люди смотрели его исключительно для того, чтобы побелеть за своего земляка. Это стало для меня серьёзной встряской.

omsk.aif.ru: Алексей, вы пишите не только песни, но и гимны. Например, гимн ГИБДД, в котором представили честный образ человека в погонах. Многие люди говорили, что, дескать, вы им льстите. Зачем?

Алексей Гализдра: – Я всю жизнь дружил с некоторыми людьми из ГИБДД. Многие злые языки действительно говорили, что дружил корыстно, хотя у меня и машины-то в то время никакой не было. Я с людьми дружил, а не с должностями. После написания гимна ГИБДД меня упрекали, что я пишу про честь и совесть, а люди в погонах на дорогах мздоимствуют. Но я ведь написал о том, как оно должно быть! С другой стороны, мне приятно, что гимн знает каждый «гибддшник» в стране, и мелодия есть у них в телефонах. Я проверял (смеётся). Вообще формат гимна намного сложнее обычной песни. Нельзя ударяться в крайности или иронизировать. Непросто писать и рекламные песни, когда 15-секундная песня должна быть цельным произведением с сюжетом. Нужно ничего не забыть и всё зарифмовать.

omsk.aif.ru: Не так давно вы говорили, что хотите создать в Омске музей музыки. На каком этапе проект?

Алексей Гализдра: – В разработке. Основная проблема – это помещение и финансирование. В моём понимании музей музыки – это некие экспонаты, которые можно потрогать. Некая демонстрация того, на что способна музыка. Я бы хотел, чтобы это было нечто среднее между музеем и репетиционной базой. Например, приходит группа людей на экскурсию и видит, как репетирует какая-нибудь группа. И сам тоже может сесть, например, вместо барабанщика за установку. Экспонаты для музея у нас тоже есть – граммофоны, патефоны, афиши… Ещё музей УМВД подарил шикарную коллекцию пластинок Шаляпина. То есть я бы хотел, чтобы это был не музей конкретно омской музыки, а музыки вообще. И если там вдруг окажется гитара сэра Пола Маккартни – я буду только счастлив.

Смотрите также: