«Сейчас много говорят о том, что нашему русскому народу нельзя без театра, домов культуры, школ искусств. Мы должны куда-то идти, что-то находить для души, потому самое главное для человека – это общение. Через руки, взгляды, энергию», – уверена Александра Юркова, директор «Пятого театра».
Кажется, что культурной жизни Омска никакие кризисы нипочём. Доходы населения хоть и упали, но на количестве зрителей в театрах это пока не отражается, а на некоторые премьерные спектакли и вовсе не достать билетов. О том, нужна ли омичам культура и в каком виде её нам преподносят, мы говорили с Александрой Юрковой, директором «Пятого театра».
Свобода под контролем
omsk.aif.ru: – Александра Илларионовна, русская культура как-то странно и нелогично реагирует на то, что происходит вокруг. Вот, например, сейчас кризис, деньги на зрелища люди экономят, однако фестивалей или концертов от этого меньше проводиться не стало. Да и почти во всех омских театрах зрительные залы не пустуют. Защитная реакция?
Александра Юркова |
Александра Юркова: – Чем сложнее жизнь, тем больше люди начинают концентрироваться. Удивительно, но когда всё вокруг разваливается, появляется какое-то созидательное начало. Человек ведь пришёл на Землю, чтобы созидать. Вспомните 90-е годы, когда не было Советской власти, не было религии, идеологии. Ничего не было. И именно в это время в той же Москве возникло около 600 (!) театров. И наш «Пятый театр» создан именно в это время – в апреле исполнится 25 лет со дня основания театра. В непростой для нашей страны 1998 год мы посетили 11 фестивалей – до сих пор не понимаю, как это получилось. Творческий человек всегда найдёт возможность показать себя. В 90-х годах театры почувствовали свободу, начали заявлять о себе.
omsk.aif.ru: – Но многие театры стали путать и путают до сих пор свободу со вседозволенностью – чего только сейчас на сцене не увидишь. Стыдно иногда становится.
Александра Юркова:– Потому что не все воспользовались этой свободой правильно, потому что всякую свободу нужно направлять и контролировать. Происходящее на сцене зритель оценивает с точки зрения своего воспитания, решает для себя, хорошо это или плохо. Кто-то может подумать, что раз на сцене такое показывают, значит, и в жизни так можно себя вести. Но, так или иначе, режиссёры и актёры живут по канонам театра. Да, было время, когда драматургам не о чем было говорить, не о чем писать. И стали придумывать что-то своё, спасались ненормативной лексикой. Сейчас это уходит, что совершенно правильно. Нельзя ставить спектакли левой ногой – это долго не продержится, зритель этого не примет. Хочется ведь идти к настоящему, не опускаться ниже планки.
Между зрителем и актёрами должен быть диалог, тогда и получается театр. Для актёра сцена – это некая трибуна, с которой он помогает зрителям разобраться в их проблемах, может что-то подсказать, дать ориентиры. Многие почему-то думают, что быть актёром – это легко, и забывают, что каждый спектакль – как прожитая жизнь. Это несколько месяцев репетиций. Люди работают по 14-15 часов, иногда без выходных, остаются в театре до полуночи. И это при условии не самых высоких зарплат, которые есть в культуре. Театр – это маленькое государство со своими законами. Театр должен искать потаённые мысли в душе человека, чтобы потом эти мысли и чувства он мог подарить кому-то другому. Но проблема в том, что люди перестали собираться вместе – всё что угодно можно найти и посмотреть в Интернете, но ведь обмена энергии при этом не происходит. Вот что тревожно.
Над чем плачут зрители?
omsk.aif.ru: – В последнее время омские театры чего только не придумывают, чтобы привлечь к себе зрителей. У вас, например, перед спектаклями и небольшие перфомансы бывают, и концерты рок-групп, и даже «Ночь с Достоевским» вы недавно зрителям устроили… Помогает?
Александра Юркова:– Да, людям это нравится, хотя те же концерты мы не перед каждым спектаклем устраиваем. Например, перед премьерой «Тестостерона» у нас выступала рок-группа, которая создавала определённое настроение, атмосферу. Людей нужно настроить на нужную волну, чтобы они захотели ещё раз вернуться в театр.
omsk.aif.ru: – Непробиваемые эмоционально современные подростки возвращаются? Их же ничем не удивишь в этой жизни.
Александра Юркова:– Мы помогаем им прийти. И, знаете, дети и подростки приятно удивляют. Вот, например, на спектакле «Ромео и Джульетта» они плачут не в том моменте, когда влюблённая пара умирает, а когда… мирятся их родители. Я не знаю, почему так происходит. Недавно показывали спектакль «Завтра была война» школьникам с 7 по 11 классы. Да, сейчас ценности у поколения несколько иные, но настоящую историю своего Отечества нужно знать. Дети выходили со слезами на глазах, и для меня это дорогого стоит. Значит, осталось в них чувство гордости за свою страну.
omsk.aif.ru: – То есть Вы верите в то, что сейчас молодое поколение в случае войны возьмёт в руки автоматы, и будет умирать за родину?
Александра Юркова:– Не знаю (задумывается). Мне хочется в это верить. Но для этого необходимо и воспитание родителей, и то, что даёт детям школа, что они видят по телевидению и слышат по радио. Например, у меня дочка учится в 11 классе, родину она свою любит, историю знает, но, удивительно, учиться и жить здесь пока не хочет. Эта общая тенденция для молодежи, хотелось бы её изменить.
Платье для храма
omsk.aif.ru: – Александра Илларионовна, вы любите говорить, что театр должен оставаться храмом искусства. Но ведь у современного человека театр давно перестал ассоциироваться с каким-то праздником. В вечерних платьях дамы уже сюда не ходят. Театральный этикет умер?
Александра Юркова:– Перед премьерой спектакля «Лермонтов. Предчувствие» мы устраивали бал в духе 19 века, и зрители откликнулись, старались поддержать атмосферу праздника и выглядеть соответствующе. Конечно, заставить молодёжь одеваться как-то по-особому невозможно. Но, знаете, остались дамы, которые не только в платьях приходят, но и туфли с собой приносят, переобуваются. Да, театр должен быть храмом. И начинаться он на самом деле должен с вешалки. Сюда должно быть не стыдно приглашать режиссёров, проводить фестивали. Мы, например, каждое лето что-то ремонтируем, наш театр чем-то напоминает европейский. Но при этом мы не забываем о том, что без души этот храм не построишь. Тут хоть золотые ручки на двери ставь – не поможет, в театре в первую очередь должно быть творчество, должна вестись профессиональная работа. Я живу в этом городе и хочу, чтобы он был культурным. Чтобы существовала как можно больше театров и между ними была конкуренция.
Театр – это гордость, то, на что опирается профессиональное искусство. Если люди ходят в театр, значит, его надо поддерживать, если не ходят – искать причину, почему так происходит. Чтобы сохранять статус Омска как театральной столицы Сибири, нужно приглашать хороших режиссеров, выбирать актуальные пьесы, ставить качественные спектакли и обязательно искать новые формы диалога со зрителями. Это и позволяет нам быть конкурентоспособными, востребованными. Также театрам необходимо выезжать на гастроли и фестивали – иначе как мы сможем заявить о себе? К сожалению, культура в нашей стране всегда финансируется по остаточному принципу, хочется, чтобы ситуация изменилась – нам нельзя понижать творческий уровень, нужно идти вперёд, развиваться.
omsk.aif.ru: – В этом году у «Пятого театра» две юбилейные даты – вы отмечаете не только 25 лет с момента основания театра, но и 10-летие фестиваля «Молодые театры России». Уже придумали, чем будете удивлять омичей?
Александра Юркова:– Думаем над этим. Хочется наши два юбилея отметить со всем российским творческим сообществом. На фестиваль, который пройдёт в октябре, приглашены многие театры. По сути, мы ведь были первопроходцами фестивального движения в Омске. Это потом наши коллеги задумались, что тоже неплохо бы иметь свой фестиваль. Их, фестивалей, для одного города, конечно, больше, чем нужно. Но само подобное движение – замечательное! К нам же приезжают российские и зарубежные коллективы, что поднимает репутацию Омска как театрального города. Однажды петербургский театральный критик Евгения Тропп, летевшая в наш город на фестиваль через Москву, рассказывала забавную историю. Она зашла в салон самолёта, а там все знакомые – критики, актёры, режиссёры… И все летят в Омск, на фестиваль «Молодые театры России»! Она потом смеялась, дескать, первый раз в салоне самолёта я почувствовала себя, как в аудитории, когда ты заходишь и со всеми здороваешься. И это о многом говорит.
Смотрите также:
- «18+» - это не обнажёнка». Омский режиссёр о назначении ТЮЗа →
- «Золотая маска» в Омске. Что показали столичные театры? →
- Егор Дружинин: «Клоунада – это актёрство в таблетке» →