В. Лапухин: "Театр как завод по производству качественного духовного "продукта"

   
   

Омские инженеры разработали для академического театра драмы проект пристройки, где разместится третья сцена театра. Если бы не кризис, строительство могло начаться уже сегодня.

Пока с левой стороны от главного фасада, где располагается служебный вход, заметен лишь недострой: городские бизнесмены надеялись разместить здесь развлекательный центр.

"В институте "Омскгражданпроект" создана рабочая группа по проектированию этого участка. Губернатор области дал указания региональным министерствам культуры и имущественных отношений вернуться к рассмотрению вопроса пристройки в 2010 году. Но мы понимаем, что к этому времени кризис не закончится и работы скорее всего будут отложены до более стабильной экономической ситуации", - говорит директор Омского академического театра драмы Виктор ЛАПУХИН.

Третья сцена, предполагающая те же размеры, что и основная, могла бы стать не только свободной репетиционной площадкой, которой сегодня не хватает театру, но и дала бы отличную возможность для развития экспериментального творчества молодых артистов и режиссёров.

- Театр - это большой творческий комбинат, настоящее производство. Вы спросите, что оно производит? Основной наш "продукт" - духовный, т. е. спектакли. И чтобы его "сделать", или, как сейчас модно говорить, "оказать услугу" потребителю, необходимо много слагаемых - режиссёр, артист, декорации, музыка, свет, костюмы. В театре свой цех по металлу, столярный цех, бутафорский, декоративный. Поэтому неудивительно, что той площади, которая есть сегодня, нам уже не хватает, - считает Виктор Лапухин.

Все "любовники" уже выросли

За те восемь лет, которые Виктор Прокопьевич руководит омской драмой, она не только сохранила статус самого знаменитого театра провинции с сильной труппой и крепкими традициями, но и получила признание за рубежом, а также увеличила число "Золотых масок" на две награды. Отметив на днях свой юбилей, Виктор Прокопьевич снова повторяет: директор - не должность, а профессия, которой ты либо владеешь, либо нет.

- Вспомните свой первый год в омском театре. Какие вопросы приходилось решать?

- Когда я пришёл в театр драмы, свой пост только что оставил известный в стране руководитель, лучший, как его часто называют, менеджер театрального дела в России - Борис Мездрич. Ушёл режиссёр Владимир Петров. Уехали ведущие артисты, на которых строился репертуар. Кто такой Виктор Лапухин? Непонятно. А я перед этим отработал 10 лет директором казахстанского театра, потом 15 лет руководил управлением культуры. И я благодарен той земле, которой отдал много лет и которая сделала меня таким, какой я сегодня есть. Да, первый мой год в драме был трудным. В отсутствии главного режиссёра творческий коллектив просто спас положение. Он тогда меня очень поддержал, и нам за месяц удалось восстановить все спектакли. Мы объехали Европу, пять лет подряд участвовали в фестивале "Золотая маска", получили ещё две награды. Несколько лет плодотворно работали с режиссёром Евгением Марчелли. Сейчас в театр пришёл новый главный режиссёр Георгий Цхвирава, на которого мы возлагаем большие надежды.

- Цхвирава почти полгода занимает этот пост. Можно уже говорить о каких-то результатах его работы внутри театра, исключая новый спектакль, который омичам ещё предстоит увидеть?

- Новый 136 сезон мы спланировали вместе с ним. Он снова пригласил в театр знаменитого театрального художника из Питера Эмиля Капелюша, пригласил Александра Кузина, известного театрального режиссёра, профессора Ярославского театрального института. Из нашего репертуара ушёл спектакль "Волки и овцы", который жил больше 10 лет. Кузин будет ставить пьесу Островского "На всякого мудреца довольно простоты". В числе новых контактов театра, которые развились благодаря деятельности Цхвиравы, - режиссёр Анджей Бубень, ныне главреж в Санкт-Петербургском театре сатиры на Васильевском острове. Под его руководством этот театр стал одним из ведущих в Питере. Вместе с Бубнем в Омске будет работать художник из Польши.

- Планируются ли изменения в труппе драмы?

- Пока нет. Мы договорились с Георгием Зурабовичем: после года работы будет ясно, кто останется, а кто уйдёт. Это никак не коснётся наших ведущих артистов и актёров среднего поколения. Труппе нужны молодые, нужен герой-любовник. Те, кто были на этих ролях, уже выросли.

Голосуют рублём

- Ваши близкие и друзья, не связанные с театром, интересуются тем, что происходит в драме? На премьеры приходят?

- Конечно, и я всегда спрашиваю их мнение. И если на мой вопрос, пойдёте ли вы на этот спектакль второй раз, они говорят "нет" или вовсе замялись с ответом, это для меня весомый показатель. Значит, будем дальше проверять на публике. А это легко: как только зритель перестал голосовать рублём, надо думать, что с этим спектаклем делать. Так, к примеру, в конце прошлого сезона вместе с долгожителем - постановкой "Волки и овцы" - ушёл из репертуара ещё совсем молодой спектакль "Турандот".

- Омская драма - одна из самых известных в стране, знакомая европейской публике. Что ещё не сделал директор для своего театра?

- Многое не сделано, - да и проблемы в театре не заканчиваются никогда. В нынешнее кризисное время меня как руководителя волнуют вопросы экономики, вопросы дополнительных источников дохода. С одной стороны, я знаю, что региональная власть, даже понимая общие приоритеты, не доведёт до крайней ситуации культуру области. Но я понимаю также, что не может быть одного абсолютно счастливого театра в регионе или стране, когда на дворе кризис и всем тяжело. Поэтому необходимо искать дополнительный источник дохода, чтобы возместить то, чего не может дать бюджет.

Смотря какая "колбаса"

- На что направляет театр эти дополнительные доходы?

- То, что зарабатываем мы сами, направляется на новые постановки. Бюджет на эту статью выделяет столько, сколько может, однако этого недостаточно. Одним словом, дополнительные средства предназначены для развития творческого потенциала театра. И чем больше будет денег, тем лучше. Только надо понимать, на чём стоит зарабатывать, а на чём - нет. Недавно мы запретили размещение большого билборда в центре - рекламу ночного шоу на радио на фоне нашего здания. За этот запрет мы вынуждены были заплатить деньги, потому что не хотим, чтобы академический театр драмы - бренд региона, если хотите, российский бренд - появлялся, например, на дешёвой колбасе.

- То есть, условно говоря, на дорогую и вкусную колбасу вы бы согласились?

- Наше право выбирать, кому разрешать использование этой торговой марки, а кому - запрещать. Если речь идёт о сотрудничестве с другим достойным брендом, так же известным в регионе и в России, то почему бы и нет?

- Театру уже поступали подобные предложения?

- Да и, возможно, какие-то из них будут реализованы уже в следующем году. Кроме того, мы продолжим поиск спонсоров. Есть хорошая идея спонсировать не театр в целом, а конкретные спектакли. Такая практика давно существует и во МХАТе, и в театре Вахтангова, и в ведущих театрах Европы.

Смотрите также: