Его рабочий день начинается поздним вечером, когда просыпается Дальний Восток, и заканчивается... следующим вечером, когда спать ложится Москва. От второго телефона Алексей давно отказался - ведь водить, держа руль локтями, очень опасно.
А студенты и коллеги со всех концов страны продолжают звонить в течение всего лета. За время интервью командир штаба ответил на пару десятков подобных звонков.
Студенты не идут в кондукторы
- Алексей, сколько омских студентов в этом году прошло через ваш штаб и куда они поехали?
- Сегодня в составе нашего штаба трудится около трёх тысяч студентов. И в принципе мы возродили почти всю палитру студотрядовских работ. У нас с этого года даже сельхозотряды в наличии есть. Из Тары, например, первый отряд из восьми человек отправляем в Республику Удмуртия работать трактористами. А на прошлой неделе отправили ребят на Алтай. Там студенты будут делать федеральную трассу и... участвовать в шукшинских чтениях.
Если смотреть глобально, то сложилось три больших центра, где работают наши студенты. Это Омск, Новосибирск и Дальний Восток. В омском регионе под нашей эгидой будет трудиться почти 1700 студентов. Места разные. Это и стройки, и реконструкция жилых домов, и детские лагеря. В Новосибирск уехали 120 наших проводников. Ещё 300 ребят поработает проводниками в депо Владивостока. Два "профессиональных" отряда - "Искра" ОмГУПСа и "Лидер" ОмГУ - будут участвовать в стройках всероссийского значения. Первые будут трудиться над созданием железнодорожной инфраструктуры в олимпийском Сочи, а вторые - строить мост на острове Русский в Тихом океане, где назначен саммит АТЭС.
Ну и, конечно, несколько десятков студентов поедут на Сахалин во время путины - собирать красную икру. На Тихий океан, кстати, едут дети тех, кто сам когда-то был в студенческом отряде. Едут посмотреть на край света, на места, где встаёт солнце.
- Работать в студотряде почётно?
- Все, кто строил "Арену-Омск", Иртышскую набережную, гордятся этим. Считают, что участвовали в большом деле. А студенты, которые Богучанскую ГЭС строили, так вообще носы задирают.
- Слышал, что студенты не захотели работать кондукторами?
- Посудите сами: рабочий день у кондуктора с пяти утра и до девяти вечера. И это при жутких условиях работы. Ну а студенты ещё и опасаются работать кондукторами из соображений престижности. "Не дай бог, меня увидят", - говорят они.
Воспитываем трудом, но по желанию
- В чём разница современных студенческих отрядов и советских?
- В 1980-е годы летом разъезжалось до миллиона студентов. Работы было столько, что студентов часто загоняли в стройотряды в приказном порядке. К нам же сегодня все идут по желанию.
- А не боитесь, что придёте к тем же разнарядкам сверху?
- Пока нет. Рынок труда сейчас такой, что не можем мы всех желающих трудоустроить. Для девушек, например, рабочих мест вообще немного. Им часто отказываем.
- Вы выполняете функцию агентства?
- У кадрового агентства другая цель. Оно выполняет задачи заказчика. Мы же занимаемся больше молодёжной политикой и воспитанием. И ограничены мы именно трудовыми местами, которые нам предоставляют власти и бизнесмены. К сожалению, мы пока не создаем волонтёрских отрядов. За идею, бесплатно, работать не умеем.
- Получается, воспитываете ребят по-советски, трудом...
- Конечно. Трудовое воспитание необходимо. Человек сам определяет своё место в коллективе. И лучше это сделать ещё в студенческой среде.
- И работа меняет ребят?
- На раскопках Успенского собора ребята на глазах менялись. Ещё вчера они пили здесь пиво, а потом, когда извлекли останки святого... Не верю, что кто-то из тех, кто там работал, сможет взять баллончик и на стене написать бранное слово.
Это не трудности, а романтика
- А бывают проблемы с оплатой работы?
- Воюем каждый год, список недобросовестных работодателей у нас есть. Иногда приходится привлекать региональные власти для решения проблем. Честно скажу, боимся выездных отрядов и отправляем ребят только в проверенные места.
- Кто лучше себя проявляет: студенты вузов или техникумов?
- Ещё во время становления движения мы старались создавать сводные отряды. Выявили такую закономерность: если мы добавляем 20% ребят из техникумов к вузовским, то показатели отряда улучшаются. Но как только студентов техникумов в отряде становится больше трети, то работа останавливается. Все сразу находят себе кучу посторонних дел.
- Сельских жителей в студотрядах много?
- Около 40 человек из Тары. Было бы больше, но стереотипы... Для Тары, например, железная дорога - это что-то страшное и непонятное. Жительницы Тары не хотят работать проводницами. Они считают это... развратным.
- Вы тоже были проводником? И как, понравилось?
- Это круто. Сегодня в Омске, завтра в Москве. Потом во Владивостоке. Едешь через всю страну и отвечаешь за 50 человек. А пассажиры-то у нас разные. Дети, солдаты, вахтовики... И всегда кому-то жарко, кому-то холодно. Когда тебе 18 - то это не трудности, а романтика.
- А вы могли бы сходу сформулировать основную цель нынешнего студотряднического движения?
- Цель? Да чтобы появлялись настоящие друзья. Меня вот, например, в любом городе Сибири и не только днём, но и ночью встретят. А два года назад десять омичей, бывших студотрядовцев, смотались в Иркутск на пару часов только затем, чтобы написать на асфальте поздравления своей подруге. У неё ребёнок родился. Вот у вас есть такие друзья?
Смотрите также:
- Бегом из Омска: с каждым годом всё больше омичей покидают родной город →
- Социальный тренажёр. Руководитель студотряда – о кризисе и горничных →
- Мухтар Гусенгаджиев: «Я – идеальный гастарбайтер» →