Родители бьют тревогу. В последнее время маленькие ученики, придя в школу, пишут в тетрадках жутким почерком и делают нелепые ошибки в словах. Логопеды пугают родителей непонятным словом "дисграфия". Что это такое и как её устранить?
Такой диагноз поставила логопед вихрастому первоклас-снику Дениске Макарову, едва открыв его тетрадь и немного пообщавшись с мальчиком. "Грехов" у Дениски хватило на целых два года коррекционных занятий. Пропуски букв в словах, начертание З и С в обратную сторону, а в довершение ко всему ужасный почерк. Мама же уже руку отбила на подзатыльниках, каждый раз вздыхая:
- Занимается с ним логопед, занимается, а толку никакого.
Что это за "зверь"?
С началом обучения в школе у иных деток вдруг обнаруживаются серьёзные затруднения с чтением и письмом. Они оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо учатся по математике и другим предметам. Вот такие "умненькие", но лишённые речевых способностей, уже целыми толпами стоят у дверей логопедов.
Пугаться дисграфии не стоит. Это не приговор и при должном старании вполне поддаётся корректировке. "Дисграфия - это нарушение письма, сопровождающееся заменой букв, пропусками, перестановками букв и слогов и слиянием слов, - разъясняет детский логопед Елена Донецкая. - Происходит это из-за нарушения речевой системы ребёнка. Если у малыша не развит фонематический слух, если он не произносит ряд букв, не различает звуки речи, то потом это непременно скажется на письме.
Надувайте шарики
Сама по себе дисграфия не проходит. Правильно поставить "хромающий" звук, "назначить" корректирующие упражнения может только специалист. Задача родителей - помогать ему в этом. Выполнять с ребёнком домашние задания и упражнения на устранение дисграфии, пусть даже и несерьёзные с виду. Доводите их до автоматизма. Эта рутинная работа лежит целиком на родителях, только тогда будет толк. Поэтому, когда вы заглянете в кабинет логопеда, пусть вас не удивляет, что ребёнок занимается ерундой - надувает воздушные шарики. Это упражнение на укрепление артикуляционного аппарата.
По-английски и по-русски
"Родители сейчас усердствуют в другом, - говорит детский логопед Елена Донецкая. - Многие чуть ли не с пелёнок начинают детей учить читать, учить иностранному языку. А между тем ребёнку это может только навредить. Он русские-то буквы и звуки толком не знает, а его уже учат немецким или английским. Не зря ведь в советское время детей учили иностранным языкам только после начальной школы".
Артикуляционный аппарат ребёнка формируется до семи лет. Поэтому крайне важно, чтобы малыш слышал ясную, грамотную речь. Потому что потом "недочёты" вылезут в его тетрадках по письму. Ведь ребёнок как слышит слова, так и будет их писать. Кстати, дети-дисграфики часто наблюдаются и в двуязычных семьях, где с малолетства их начинают учить родному языку. Такое смешение звуков приводит к долгим занятиям с логопедом.
Смотрите также:
- Кем заменить маму: Директор детского дома о семейных ценностях →
- Когда не поздно отвести ребёнка к логопеду →
- Вундеркиндеры →