Стихия есть стихия, против неё не пойдёшь. В море много весёлого и трагического. Яхта может перевернуться, сломаться или... попасть в плен к пиратам. А вообще всё это романтично. Хотя чего только в истории омского парусного спорта не было...
У Розы Алимовой весьма неженское увлечение - она любит ветер, море и паруса. Яхтсменка с солидным стажем и просто романтик, живущий "под парусами" с 1953 года.
На палубе не свистеть!
- Роза Измайловна, вы больше полувека отдали парусному спорту. Кто увлёк таким необычным для сухопутного города увлечением?
- Страшно вспомнить, когда это было - в далёком 1953-м. (Улыбаясь). Вам, наверное, кажется, что столько и не живут. Я ещё в школе тогда училась, у нас в классе отбирали девочек, желающих заняться парусным спортом. Тренер Василий Громыка (тогда ещё просто учитель физкультуры) предложил сделать первый шаг к морю. Так и сказал: "Набирайте команду, берите шестивёсельные шлюпки и гребите!". Я оказалась в числе достойных претенденток на греблю. Так и задержалась в этом спорте на полвека, хотя сами инициаторы после окончания школы от дела отошли.
- Яхтсмены в Омске давно появились?
- По Иртышу яхты начали ходить ещё до революции - в 1903 году, однако официальные данные о первых соревнованиях относятся к 1911 году. До 1940-х годов парусный кружок ещё несколько раз разваливался и собирался заново. А потом наступил 1941-й, и всем стало не до яхт. Возрождение пришлось на середину века. Тогда я и вышла первый раз на яхте по Иртышу.
- Страшно было? Перевернуться боялись?
- Нет, воды и ветра я не боюсь, хотя к стихии относиться нужно уважительно. Первый раз я перевернулась на яхте через восемь лет занятий парусным спортом. Причём в этой ситуации было больше смешного, чем трагичного. В затоне Зелёного острова было слишком илистое дно. Перевернувшаяся мачта полностью увязла в иле, и несколько мастеров спорта очень долго и презабавно её доставали.
- А приметы у вас какие-нибудь были?
- Конечно! К примеру, чтобы вызвать ветер, яхтсмен должен был поскрести по парусу. Самое интересное, что ветер действительно появлялся. А ещё во время плавания нельзя свистеть. Кстати, сама не знаю почему, но примету все соблюдали. Лично я же боялась, когда на палубе находился кто-то посторонний. Поэтому кататься с собой я никого не брала, исключительно экипаж.
Запоминаю только море
- Девушек-яхтсменок в Омске много?
- Раньше было больше. Даже гонки проводились женские. Время ведь тоже накладывает отпечаток. Мы - дети войны, и в 50-е годы чувствовали себя наравне с мужчинами. Нам всё было по плечу, и парусный спорт мы мужским не считали. Это была романтика. Сейчас очень многое изменилось - техническое оснащение яхт, время, поколение... У нас ведь как раньше было - на общественных началах работали, яхты бесплатно давали, снаряжение тоже. Сейчас в этот спорт приходят серьёзные люди с деньгами, которые могут себе позволить такое увлечение.
- Насколько я знаю, вы судили на Олимпиаде-80. Интересно было?
- Судить мне нравилось, я понимала вкус этой работы, и меня воспринимали как грамотного специалиста. Понимаете, кто-то рождён быть гонщиком, кто-то судьёй. Но чтобы стать гонщиком, нужно долго учиться. Когда в Советском Союзе объявили о проведении Олимпиады, то я написала заявку в федерацию парусного спорта. И меня пригласили в Таллин, в основной судейский состав. Там как раз проходили парусные соревнования. Но я Олимпиаду вспоминать не люблю. Почему? Есть такие мелочи, которые накладывают негативный отпечаток на всю поездку. К примеру, в Таллине мне выдали огромные кроссовки и одежду на полтора размера больше. Я просто поняла, что мне не в чем выходить в море! И если одежду удалось подшить в ателье, то вот кеды искала по всему городу. Знаете, в Советском Союзе они не в каждом магазине были. Поэтому во время соревнований была одна мысль - скорее в Омск!
- А любители парусного спорта на соревнованиях города запоминают? Или только море?
- Исключительно море. Однажды ездили с мужем в Севастополь - я судила там соревнования. И так получилось, что, кроме гонок и моря, я не видела ничего, а муж впоследствии описывал красоты города. Вот так.
- Сейчас вы путешествуете исключительно на бумаге...
- Действительно, кругосветку, которую яхта "Сибирь" совершила в 2001 году, я прошла вместе с экипажем, не выезжая из Омска, подробно описывая на бумаге все его похождения. Сейчас же я занимаюсь тем, что, используя свои знания, пишу книги, статьи в журналы, исследую парусный спорт нашего города. Сейчас для меня намного интересней описывать плавание, чем участвовать в нём.
Смотрите также:
- Ксения Осипова: В руках сибирских барышень невиданная сила →
- 120 минут до свободы, или О чём мечтается за решёткой? →
- Алексей Тищенко. Золотых дел мастер →