Между трещиной и пропастью, или Как найти общий язык с подростком

   
   

Вечная проблема отцов и детей в каждой семье решается по-своему. Кто-то отстаивает свой авторитет дедовским методом - с помощью ремня, кто-то пытается договориться с повзрослевшим чадом.

- Я тебя ненавижу! Как только мне исполнится 18, сразу же уйду из дома! - кричала, брызгая слюной на мать и топая ногами, 17-летняя Виолетта. - Все гуляют, а я должна домой идти? Не хочу!

Такая картина бывает в каждой третьей внешне вполне благополучной семье. Ребёнок борется за свободу принимать решения, родителям же кажется - отпусти её сейчас, и она тут же "пойдёт по рукам".

"Вы меня ещё поищете!"

Нина всегда беспрекословно слушалась родителей, хорошо училась в школе, и все считали её идеальным ребёнком. В свои 16 лет девушка приходила домой строго к десяти вечера и никогда не доставляла огорчений домочадцам. Однако однажды она вернулась со дня рождения приятеля в 23 часа. Мать, ожидавшая дочку у двери, разразилась упрёками. Девушка внешне никак не отреагировала, и утром спокойно ушла в школу. Однако вечером родители не обнаружили дочери дома. Вместо неё была записка: "Мне не нравится, когда со мной так обращаются. Вы меня ещё поищете".

Разумеется, родители тут же обрались в милицию. В отделе по делам несовершеннолетних УВД N 2 по ЦАО у них попросили адреса и телефоны ближайших друзей и подруг Нины. Увы, взрослые таких сведений о родном ребёнке не имели. Помогли школьные учителя, которые сообщили, где могла быть девушка. У одноклассницы Нину и нашли в тот же вечер. После долгой беседы сначала в ОДН, а потом с психологом мама и дочь пришли к взаимопониманию.

А так ли хорошо?

Дядя 12-летнего Бауржана недоумённо переводил взгляд с одного сотрудника в форме на другого: "Мы никогда его пальцем не тронули, заботимся, как о родном сыне, всё у него есть. Не мог он просто так взять и уйти из дома!".

Увы, мальчик ушёл. Без предупреждения. Нашли его быстро: поздним вечером, практически ночью, он бесцельно слонялся по улицам. На вопрос инспектора ОДН, почему не идёт домой, Бауржан пожал плечами: "Я просто захотел побродить по городу". Очевидных причин ухода из дома не наблюдалось: мальчик после смерти родителей воспитывался самыми близкими родственниками, братом отца, семья на самом деле жила в достатке. "У нас ему хорошо", - уверяли милиционеров приёмные родители.

Инспектор оставила визитку и дяде, и Бауржану - может, надумают обратиться за помощью. Звонка не было целый год. Он раздался, когда мальчик вновь ушёл. "Подумайте, а так ли ему у вас хорошо? Может, он тоскует по родителям, а вы с ним не умеете поговорить по душам?" - задавали "неприятные" вопросы милиционеры и психологи. И хотя родные Бауржана в этом не признались, психолог с помощью тестирования выяснил, что мальчику на самом деле было мало материального благополучия в этой семье, ему хотелось душевной привязанности.

Пример не для подражания

С 14-летней Олесей мама справиться не смогла. Девочка росла в странной семье: мама старалась изо всех сил заработать, содержала несколько бутиков, сама ездила в другие города за товаром, а папа в это время мамины деньги просаживал. Сначала на выпивку, затем на наркотики.

Когда мать решила-таки развестись и уехала с дочерью из Казахстана в Омск, было, по-видимому, уже поздно. Всё началось с пропусков школы. Но мама, боясь огласки "нехорошего" поведения дочери, просто покупала справки или писала сама записки, что девочка болела.

Тревогу мама забила лишь тогда, когда из дома пропала крупная сумма денег. Через некоторое время Олеся вынесла из дома всю аппаратуру, а затем и сама исчезла. Телефон был отключен, в школу девушка не ходила. Сотрудники УВД N 2 отыскали-таки Олесю ночью (именно в это время она включила однажды сотовый), привезли домой. Но девушка вновь ушла. Мама знает, что Олеся живёт со взрослой подругой на съёмной квартире, однако сделать с ней ничего не может. Говорит, что это в ней дурная отцовская наследственность "играет". Возможно, так оно и есть. Но как разрешить эту ситуацию? Увы, видимо, здесь только два пути: либо, образумившись, Олеся всё-таки придёт домой, либо совершит преступление (ту же кражу) и сядет за решётку. Но всего этого можно было бы избежать, если мама вовремя бы спохватилась, не покрывала бы гулянки дочери, а взяла бы её за руку и отправилась к психологу.

Сядем рядком, поговорим...

Приближаются новогодние каникулы, когда у нас, родителей, всё-таки гораздо больше времени, чем в рабочие будни. Выберите один из вечеров, усадите своего подросшего ребёнка рядышком и поговорите о проблемах, которые могут возникнуть или уже назрели в ваших взаимоотношениях. Пока ещё не поздно. Пока эта только чуть-чуть наметившаяся трещинка между родителями и детьми не превратилась в пропасть.

Кстати

В Омске есть учреждения, где оказывают психологическую помощь детям и родителям. Это Омский областной центр социально-психологической помощи несовершеннолетним и молодёжи: ул. Авангардная, 8, тел. 26-58-69. Срочную помощь окажут в социальной службе экстренного реагирования: ул. Сазонова, 199, тел. 79-63-89 (круглосуточно).

Комментарий специалиста

   
   

Виктория Супрун, и. о. начальника ОДН УВД N 2 по ЦАО г. Омска:

- В конфликте всегда виноваты обе стороны. Нередко ребёнок просто боится поделиться проблемами с родителями, так как уверен в их негативной реакции. Поэтому я бы посоветовала поговорить со вступающим в подростковый возраст сыном или дочерью и донести до их сознания мысль, что какими бы неразрешимыми не казались им сложности, какая бы неприятность с ними не произошла, надо идти в первую очередь к маме с папой. Именно дома их - любых! - всегда примут и помогут.

Если же ребёнок ушёл из дома, немедленно обращайтесь в милицию. Ведь он может оказаться жертвой преступления. И, конечно, у родителей обязательно должны быть адреса и телефоны ближайших друзей и подруг их сына или дочери.

Смотрите также: