Сладкое ремесло

   
   

Сгущённое молоко... При одной мысли об этом популярном среди омичей лакомстве текут слюнки. Из чего готовится сладкая смесь, а главное, каким образом - это решил выяснить корреспондент "АиФ в Омске" и отправился на молочно-консервный завод.

Танки повсюду

С раннего утра трасса, что ведет к "сладкой" фабрике, сотрясается от движения многотонных молоковозов. Машины в ряд выстраиваются у главного корпуса - идёт приёмка коровьего молока. Везут его из разных уголков Омской области - Одесского, Саргатского, Любинского и других районов. Вход и въезд на территорию завода строго по пропускам. Попасть в любой из нескольких цехов без спецодежды не позволительно даже директору молзавода. Белоснежные халат и косынка - и меня уже не отличишь от рядового работника предприятия.

- У нас нет ни праздников, ни выходных, - говорит Михаил Егорович Иванов, "молочник" с 39-летним стажем работы на заводе, заместитель главного технолога. - Коровки доятся каждый день, а молоко ждать не может. Чуть опоздаешь - и природный продукт безвозвратно испорчен. А вот для того, чтобы сохранять его, и существуют... танки. Их у нас много.

Танков на заводе и в самом деле оказалось немало - почти в каждом цеху. Этим воинственным словом здесь называют не боевые машины, а совершенно "мирные" специальные емкости. Вместимость бочек - до нескольких тонн. Функции - самые разные. Михаил Егорович ведет меня в приемное отделение. Здесь стоят танки-весы. Нажимаю на кнопку - и мощный насос начинает перекачивать молоко из цистерны молоковоза в танк. После взвешивания микробиолог берёт пробу с продукта. Входной контроль поступающего сырья осуществляется ежедневно. От его результатов зависит цена. Чем "грязнее" молоко, тем сорт его ниже, тем ниже стоимость.

- В первую очередь мы проверяем молоко на наличие весьма вредных для человека соматических клеток, - поясняет Михаил Егорович. - В продукте их миллионы. Но есть допустимый уровень содержания этих бактерий, который допускается по ГОСТу. Также ведется контроль жирности, плотности, кислотности и температуры поступающего молока. Специалисты обращают внимание и на цвет, запах, вкус.

Молоко в космосе

Я не специалист, а потому брать пробу с сырого молока не решилась. Вместо этого отправилась в вечную мерзлоту. Именно так можно охарактеризовать компрессорный цех. В местных танках молоко охлаждают, чтобы не допустить прокисания.

- Ведь микробы в молоке уживаются самые разные: одни любят тепло и боятся холода, другие - наоборот, - говорит технолог.

К слову сказать, молоко на завод поступает тоже разное, от разных коровок. Потому в отдельных танках "разнокалиберную" смесь доводят до нормы. Этот процесс так и называют - нормализация. В продукт при необходимости добавляют либо сливки, либо обрат, а затем отправляют на пастеризацию. И тут молоко ждет особая миссия - космическая.

- Многим известен эпизод из научно-популярного фильма о том, как стакан с водой на самолете поднимают высоко в небо, и жидкость постепенно начинает закипать. То же самое мы проделываем с молоком, но на земле с помощью специальных вакуум-аппаратов, - говорит Михаил Егорович. - Дело в том, что молоко на 87% состоит из влаги и на 13% из сухих веществ. Процесс изготовления консервированной сгущенки основан на том, чтобы извлечь избыточную влагу из продукта. Поэтому его пастеризуют при температуре 95. С и добавляют специально приготовленный сахарный сироп. Сахар служит консервантом.

Далее с почти готового лакомства микробиологи вновь берут пробу. Только после этого сгущенку расфасовывают в жестяные банки. Последние поступают в фасовочный цех из консервного. Работать в консервном цехе без беруш практически невозможно. Грохот работающих станков оглушает уже при входе в помещение.

Сгущёнка - как борщ

- Это самое вредное для человека производство на заводе, - признается Елена, рабочая предприятия. - С годами слух становится хуже, беруши не способны полностью изолировать от шума. Но кто-то же должен делать эту работу. Не хотите попробовать?

Усаживаюсь за один из металлических монстров, который "изрыгает" донышки и крышки для будущих консервных банок. Пищей для него служат жестяные листы. Их нужно особым образом поместить в "пасть" зверю, что я и делаю. Конвейер поднимает жестянку на второй этаж. Там банки заполняются лакомством, запаиваются крышкой и облачаются в красочные этикетки. Продукт готов.

А в 10 часов утра каждого утра на протяжении более 60 лет в отдельном зале завода происходит особое таинство - дегустация. За большим столом собираются технологи, микробиологи, начальники цехов и другие специалисты.

- Это как борщ - каждая партия разная, - отмечает Евгений Шостя, директор молочно-консервного завода. - Мы обращаем внимание на всё: как наклеены этикетки, как закатаны банки, каков цвет, вкус и запах сгущёнки, какова её консистенция. Мы не едим, мы пробуем. За долгие годы работы на предприятии уже натренировались распознавать любые отклонения.

Снятие последней пробы - самое приятное и вкусное в процессе приготовления лакомства. Потому если уж придётся поменять профессию журналиста, то только на дегустатора сгущённого молока.

Справка

В скором времени все производители "молочки" будут обязаны указывать на этикетках товара подробную информацию о том, что входит в состав продукта. Соответствующее положение на днях было подписано главой правительства страны.

Смотрите также: