Омский папа Карло

   
   

"Бывает, увижу добротный сруб, аж дрожь прошибает, руки сами тянутся. Вернее, одна. Я одной работаю..."

Виктор Зернов, резчик по дереву из поселка Береговой, за работу на заказ берется крайне редко. "Однообразия не люблю, - говорит мастер. - А искусство "за деньги" этим грешит часто".

Лишь в двух случаях умелец соглашается потрудиться на заказ - когда задумка будущего творения представляет интерес для него как художника и если в роли просящего выступает... ребенок.

- Не так давно вырезал Щелкунчика, - говорит Виктор Алексеевич. - Ну как можно было отказать девочке, совсем еще крохе, мечтающей о сказочном персонаже? Правда, попутно пришлось и своему мальчугану такого же делать - ему тоже захотелось.

Глядя на отца, десятилетний Андрюша заинтересовался деревянными фигурками еще в дошкольном возрасте. Виктор Алексеевич с удовольствием подыскивает для него дерево помягче.

Сказки вдохновляют

Баба Яга, Змей Горыныч, Кот Баюн, целая свора домовых... Идеи для творчества мастер черпает в русских народных сказках. Однако сказка Зернова не только добрая, поучительная, но и смешная.

- Я и детишкам своим, ученикам, стараюсь привить это юмористическое начало. Чтобы работой они могли и показать что-то, и рассмешить, - отмечает Зернов.

За десять лет преподавания на художественном отделении школы искусств мастер обучил своему делу не одно поколение ребятишек. Его "подмастерья" не только резьбой по дереву занимаются, но рисуют акварелью и гуашью, делают аппликации из соломки.

- Липу люблю, по душе она мне, хотя разные виды дерева перепробовал в деле, - говорит умелец. - Но именно липа самая мягкая, податливая. Жаль, что последние два года такую древесину достать практически невозможно. Привозили её раньше в избытке с северных районов области. Сегодня же приходится ходить по частным организациям, договариваться, чтобы, если попадется липовый сруб, оставили.

Чурбак зазеленел

Прежде чем приступать к "оживлению" дерева, его надо освободить от коры и хорошенько высушить. Эту истину знает любой ученик Зернова. Однако сам мастер, экспериментируя с различными породами древесины, однажды попал впросак.

- Как-то срубил иву на заготовки, чурбаки отнес тестю - подсушиться под навесом, - вспоминает Виктор Алексеевич. - У меня-то дома места нет для таких дел - квартира двухкомнатная...Так вот тесть по весне приходит и говорит: "Чурбаки твои зацвели!". Я не поверил, пока своими глазами не увидел листочки. Оказывается, ива, даже срубленная, хорошо притягивает влагу. Недаром она растет у водоемов. Вот и "надышались" мои чурбаны влажным весенним воздухом, зацвели...

Деревянной скульптуре омский резчик посвятил около 20 лет. На худграфе пединститута учился графике, но после окончания вуза увлекся резьбой. Нелегко ему было с одной рукой - вторую Виктор Алексеевич потерял в армии - осваивать со стамеской и резцами работу, требующую физической силы.

- Труд это тяжелый, в каком-то смысле даже опасный, - признается Зернов. - Инструменты острые. Малыши по неопытности в первое время колются - торопятся быстрее что-нибудь сотворить из бруса. Объясняешь, чтобы были осторожнее - бесполезно. Пока сами не обожгутся, не поймут. Благо, "скорая помощь" рядом. Это я так свою "аптечку" называю. Она всегда под рукой.

-У меня у самого было много порезов, пока не приучил себя работать на упоре, - говорит мастер. - А раньше всё "с коленки" делал. Удобнее мне так было. Ведь работал, в основном, на улице, сидя на лавочке. Дома мусорить не хотелось - маму перетруждать уборкой. Отдельной мастерской у меня и поныне нет. Вырезаю дома, сидя на кухне.

Настроение влияет на работу

Работает Виктор Алексеевич только в хорошем настроении. Если не в духе - к верстаку даже не подходит. Кажется, что и резцы тупые, и дерево неподатливое. Поэтому нередко делает поблажки и ребятишкам, если те невыспавшиеся придут на занятия. Но если уж взялся за дело, то обо всем на свете забывает.

- Творческих задумок много. Дома целая кипа рисунков лежит, все воплотить - жизни не хватит, - улыбается мастер.

А чтобы все успеть, после занятий в школе, немного отдохнув, он вновь принимается за стамеску. И дерево в его руках "оживает"...

Смотрите также: