"Мой папа работает дома, а мама заболела, она курила и отравилась", - рассказал свою нехитрую судьбу первоклассник Саша, воспитанник Полтавского детского дома. Один из двадцати двух детей, воспитывающихся в этом учреждении.
На самом деле учреждение - не совсем верное название для этого детского дома. Ребята живут в небольшом особняке, который всего пять лет назад был куплен правительством и переоборудован в небольшой детдом. Тут всего три семьи-группы, причем подавляющее число воспитанников - родные братья и сестры.
Объединяет их всех одно - очень непростые судьбы. Кого-то перевели из приюта, а кого-то вырвали из "лап" родителей. Некоторые детишки при этом были раздеты, избиты, изъедены вшами и плохо говорили. И многие из них впервые в жизни почувствовали ласку именно в детском доме.
"Мне тут очень нравится медпункт, - заявил Саша. - Мы в нем делаем поделки и играем (в медпункте находится и кабинет психолога). А вот в школе я плохо учусь, у меня по русскому три двойки, а по черчению - одна". Лучших друзей Саши зовут Сережа и... Чебурашка - это плюшевый мишка. Мальчику в детдоме вроде бы и хорошо. Он смеется, бегает, увлеченно рассказывает, как он играет в футбол, но на вопрос, где бы ты хотел жить, прячет глаза и тихо отвечает: "С родителями...". Мама у Саши как бы есть, но где она, малыш не знает. "Я хочу, чтобы про меня в газете написали! - поделился со мной ребёнок. - Там пишут про тех, кто потерялся, если ты его увидел, то можно позвонить".
"Далеко не все наши дети хотят в семьи, - рассказала Наталья Степанова, директор Полтавского детского дома. - Кого-то забирали, но они захотели остаться здесь". Чаще всего остаться в детдоме желают дети постарше, они не видели настоящей семьи и им уже сложно назвать чужих по сути людей "мамой" и "папой".
Алексей, Антон и Денис - родные братья. Леше - старшему - уже шестнадцать лет. "Мы в семью не хотим, у нас свои родители в Омске, - говорят они и тут же добавляют. - Они пили, а мы школу прогуливали, нас на учет поставили, а потом забрали. Где они находятся, не знаем, но здесь нам лучше".
"А мне к своей маме очень хочется. Я по ней очень скучаю", - вздыхает Оксана. Братья девочки уже выпустились из детского дома, а мама умерла. "Если кто-нибудь предложит тебя отсюда забрать, ты согласишься?" - спросил я напрямую. "Не знаю, - услышал в ответ. - Наверное..."
"Да" или "нет" девчушка так и не сказала, вместо этого рассказала о детдомовском подсобном хозяйстве. О нем, кстати, рассказывают и воспитанники, и воспитатели. Еще бы! Полтавский детский дом содержит шесть ульев, семнадцать свинюшек и сто с лишним кроликов. Причём ухаживают за всем зверьём дети.
"У нас существует программа "Хозяин сельского дома", - поделилась Наталья Степанова. - Детям показывают, как правильно, например, ухаживать за свиньями. Ребята смогут сами хозяйство вести, нам советы они уже дают".
Хорошо ли живется ребенку в детдоме? Воспитанники полтавского учреждения дружно отвечают "да". Им интересно, о них заботятся, но многие все равно хотят к родным. "У подавляющего большинства ребятишек свои родители, - говорят воспитатели. - Но до детей им дела нет".
В прошлом году из Полтавского детского дома ушли в семьи трое ребятишек. Учитывая, что всего в детдоме их около двадцати человек, это хороший показатель. Может быть, в этом году мамы и папы "найдут" больше детей.