Омский театральный форум с международным статусом планируется проводить один раз в два года. Слишком сложно собирать ежегодно интересную афишу, которая состояла бы из одних шедевров.
Экспериментировать - дело довольно опасное. Но если к этому подойти с умом, провокация сработает как надо, а зрительские ожидания будут оправданы. На последних "Молодых театрах России", кажется, так и получилось.
Почему нам не смешно?
- Мы вернулись с гастролей, буквально пять часов пробыли дома, в Польше, и снова уехали, в Омск, - рассказывали актеры из люблинского театра "Provisorium i Kompania". Их работа "Фердидурке" по произведению особо чтимого в Польше Гомбровича открыла череду спорных спектаклей нынешних "Молодых театров".
- Европа всегда критически относилась к себе, издевалась над собой. Может быть, она и ушла далеко вперед, потому что была свободна в самокритике, - сказал на следующий день известный режиссер Кшиштоф Занусси.
Парадокс: в Польше спектакль за десять лет завоевал все награды, какие только возможно. Однако в театральном Омске зрители не смогли выдержать "европейского духа". Некоторые уходили из зала, не дожидаясь окончания. Оставшиеся вежливо поаплодировали. И тоже ушли.
- Да, в зале было тихо. Но на самом деле это очень смешной спектакль, хотя и очень серьезный, - качали головами польские артисты.
- Это авангардный театр, потому омская публика осталась "холодной", - высказал мнение гость из Болгарии, актер Рашко Младенов. - В России молодого экспериментального искусства вообще мало.
Крайне неоднозначно восприняли омичи и работы более близких по духу участников магнитогорской драмы с далеко не классической "Грозой" классика-Островского и екатеринбургского "Коляда-театра " с аналогичным "Гамлетом". И за то ругали, и за это. За откровенность и натурализм, за то, что "это уже чересчур" и совсем "не по Шекспиру". А некоторые критики, по слухам, после просмотра советовали театрам в срочном порядке подавать заявку на участие в весенней "Золотой маске".
Спецпризов не дали
Нескончаемые разговоры "вокруг да около", все "за" и "против" можно обозначить одним словом: резонанс. Ведь самое ценное для любого фестиваля - столкновение мнений. Это как доказательство жизни, свидетельство того, что фестиваль прошел не на унылой однообразной волне, а превратился в событие. Дерзкое, интересное и многогранное. Нас можно обвинить в консерватизме, в излишней холодности к экспериментам. Но уж точно нельзя обвинить в отсутствии любопытства.
Тем более что "Молодые театры России" учитывают не только смелость определенной части омской публики, но и ее приверженность к традиции, к чему-то проверенному. Поэтому появились в афише "Безумный день, или Женитьба Фигаро" Новосибирского драматического театра под руководством Сергея Афанасьева и "Семейное счастие" столичной Мастерской Петра Фоменко.
Спектакль знаменитых "фоменок" вообще стал украшением форума, а сам факт их приезда - настоящей удачей для города.
- У нас очень тяжелый и плотный график, - признались артисты. - К тому же мы театр государственный и должны выполнять годовой план по спектаклям. А гастроли в зачет не входят.
И еще. В прошлом году "Молодые театры России" превратились было из "показательного" форума в "конкурсный". Жюри попыталось определить лучших, поощрить фестивальные удачи. Но в этот раз снова было решено вернуться к привычному формату. Хотя перед самым началом все же витали мысли о специальных призах... для особо отличившихся. Отличившиеся были. А вот спецпризы так никому и не вручили. Дескать, "Молодые театры России" - никакое не соревнование. Сюда приезжают коллективы и делятся тем, чем "дышат" сами. Ну не спорт же это, в самом деле...
- А мне кажется, театральное искусство очень похоже на спорт, - не согласился с отменой конкурса актер Мастерской Петра Фоменко Алексей Колубков. - Я не знаю нетщеславных артистов. А тем, кто все же отнекивается, просто не верю. Награды никогда не повредят.
Следующую осень "Молодые театры России", скорее всего, пропустят. Так что седьмой фестиваль состоится в 2009 году. Есть время подумать: нужно ли все-таки театральной молодежи творческое соревнование.
Смотрите также:
- Ставим по-своему. Как «Гамлет» стал звездой рок-н-ролла →
- Занусси пригласил омичей на кастинг →
- Работать в Омске не стыдно →