Омским медведям часто везет

   
   

Уже через неделю в нашей области можно будет охотиться на диких копытных, пушных зверей и бобровую дичь. Как добыть медведя и не травмировать при этом "зеленых", корреспонденту "АиФ в Омске" рассказал Александр Плешачев, председатель секции лаек Омского областного общества охотников и рыболовов.

На встречу Александр Анатольевич приехал в компании двух замечательных восточноевропейских лаек: Шекты и Джуны.

Все мы пришли из леса

- Судя по всему, для вас собака - самый большой друг...

- Наверное, когда Бог создавал человека, он подумал, что надо ему еще и собаку сделать, чтобы тот не умер с голоду. Собаки - это часть меня, моей сущности. Я не могу отделить себя от собаки, потому что охота для меня без собаки - не охота. Весь этот процесс должен быть натуральным, каким и был изначально. Меня не интересует охота "с подъезда", "с колес". Таких охотников я не просто не люблю - ненавижу. Вот едут они, допустим, по дороге, а на ней сидит заяц. Достают ружье и стреляют, а я не стреляю, еду-то на конкретного зверя. Даже не еду - ногами иду. И со мной собаки, которые догоняют, облаивают зверя и подводят меня к нему. Нас мало таких осталось. Ходить с собакой в лес на месяц, два... Так делает меньшинство. В основном, в обществах сейчас остались охотники на уток "с подъезда". Оплатили лицензию, убили утку и съели.

- А что для вас охота?

- Это часть меня. Я нахожусь в городе, а живу в тайге, лесу. Моя духовная часть - там. Здесь я только подписываю договора, перекладываю бумажки, а стремлюсь туда. В детстве - я родился в деревне Успенка на севере области - охота была средством к существованию. Отец был отличным охотником, никогда не мазал, и дичь была всегда на столе. Теперь я, конечно, горожанин.

- А для горожан охота противоестественна?

- Все мы пришли из деревни и леса. Большая часть нас жила там, а то, что какие-то там сто или двести лет мы пользуемся достижениями цивилизации, - ничего не значит. Каждый мужчина, по сути, охотник, не важно где, в семье, на работе. Но в лесу охота естественна. Когда я нахожусь в лесу, заряжаюсь энергией, болезни отступают, возраста не чувствую, ощущаю себя Человеком. Лес - это наш храм, дом, где мы можем чувствовать себя комфортно. Просто люди этого не понимают.

- На ваш взгляд фильм "Особенности национальной охоты" правдиво описывает реальную русскую охоту?

- Потребление алкоголя - это часть не нашей охоты, а часть нашей современной культуры. Что же касается моей охоты и той, в фильме, - это разные вещи. Иногда я встречаюсь с людьми, которые живут в лесу в избах. Есть, допустим, у нас фляжка спирта, она выпивается, а пьяных нет. Отдохнули, пошли дальше. А фильм этот больше о городских охотниках, которые очень заняты работой и им в короткий срок надо реализовать себя и свои желания. Этот фильм - дружеский шарж. Утрировано, конечно, и весело.

"Зеленых" не травмирую

- У омских охотников есть проблемы?

- У людей две проблемы - время и желание. Все причины в нас. Все остальное - условности, преодоление трудностей.

- Ну а если более конкретно...

- Дороже патроны стали. Для людей в деревнях это - проблема. Другая проблема - деревень меньше становится. На Севере одни бугры стоят, лесами все зарастает. Когда жил человек, были дороги - сейчас их не стало. Деревень в Муромцевском районе, из которых мои предки приехали, сейчас нет. Приэтом в свое время Столыпин организовывал там жизнь... Моя родня перебралась на свободные земли с приличным хозяйством, солидные подъемные им выделило государство. Они смогли приобрести коров и лошадей.

- Можно ли как-то оживить деревню?

- Надо сейчас отдавать людям землю бесплатно и находить тех, кто будет заниматься скотоводством. Человека надо либо воспитать в деревне, либо заплатить ему достаточно большие деньги, чтобы он работал на земле. Нужны и государственные дотации. А вообще русские хотят жить на халяву и не хотят работать. Есть же случаи, когда работает у нас американец, и у него все получается. Коровы тучные. Молока много. Просто он не тот человек, который будет жаловаться.

- А с "зелеными" у вас проблем нет?

- Болезненная тема, не очень-то я хочу травмировать кристально чистые души "зеленых". Вот идешь по дороге, наступил на муравья. Убил, а надо идти дальше. У нас "зеленые", правда, проявляют себя не очень активно. Но я был свидетелем, как они вели себя в Европе. Русскую женщину в норковой шубе на моих глазах обрызгали чем-то красящим.

Шведу русского не понять!

- Не так давно вы ходили на медведя, удалось добыть?

- Нет, на этот раз медведю повезло. Медведю вообще часто везет. Лично сам я добыл только одного медведя, и было это довольно давно.

- А как добывают медведя?

- Есть технологии, они не очень красивые... Некоторых подробности шокируют. Во время охоты на приваду тушу коровы немого прикапывают и ждут, пока медведь придет. Я жил некоторое время в Швеции. Шведы попросили рассказать про Россию. У меня на видео остался фильм с охоты. Ну я его и показал. Во время просмотра шведы вывели детей, а потом подходили и спрашивали: "Зачем ты убил медведя? Тебе что, мясо надо было? Шкуру?". Я им: "Ну как, это ведь медведь..." Но как ты им объяснишь?

- Что вы испытываете во время убийства зверя?

- Ничего. Убийства как такого нет. Это дичь, предки мои добывали дичь неизвестно, сколько веков и поколений. Вообще слово "убийство" не применимо к охоте. "Добыть", "добыл" - вот нужные термины. Убить - это из сферы человеческих взаимоотношений.

- Есть ли опасность, что зверя не станет в нашей области?

- Вы вообще были в лесу? Настоящем лесу? Городской охотник потратит кучу денег и времени, чтобы добыть одного лося. Килограмм лосиного мяса обходится в кругленькую сумму. Да и не факт, что вообще что-то добудешь. Выдают сто лицензий, а добывают пять лосей... так что не все так просто.

- Знаете, я давно хотел попросить настоящего охотника рассказать какую-нибудь байку...

- Вообще средь бела дня их не рассказывают, но все охотники знают случай, когда один мужчина ушел в лес со своей женщиной в августе. И они заблудились... Только в середине ноября весь заросший, немытый мужик появился в какой-то деревенской столовой. Один. Без женщины.

- Он что, ее...

- Ну кто ж знает. Все может быть. Женщину-то после этого не видели...

Смотрите также: