"Я трезвый алкоголик..."

   
   

Еще несколько лет назад Людмила Миронова не могла по ночам заснуть и выпрашивала у соседей деньги на бутылку дешевой водки. Но вот уже пять лет Людмила не пьет спиртного. Вообще. И "завязать с бутылкой" ей помогли не спирали и таблетки, а общество анонимных алкоголиков.

"Давайте поговорим в обеденной комнате - в кабинете у меня сидит секретарь", - с этих слов началась моя встреча с нынешней Людмилой Мироновой - солидной женщиной, главным бухгалтером крупной торговой фирмы.

Бомжи - самые гордые люди в мире

История её падения и взлета, вероятно, типична для множества российских женщин. Начав свою бухгалтерскую карьеру еще в советское время, Людмила быстро пошла в гору. Но в годы перестройки фирма, в которой работала женщина, распалась. "Постепенно моим лучшим другом стал алкоголь, - рассказала Людмила. - Поначалу я покупала бутылку хорошего вина, которое придавало мне бодрость и силы. И через какое-то время мне уже было мало пива и вина, стала брать водку. Так я покатилась на дно". Сейчас в компании о прошлом Людмилы не знают. "Почему все анонимно, вы же должны гордиться своим преображением?" - поинтересовался я у женщины.

- Анонимность - вот главный принцип общества алкоголиков, ведь среди нас есть и преподаватели вузов, и врачи, не говоря о крупных предпринимателях и бизнесменах. Все они не пьют уже по несколько лет, некоторые - больше десяти. Но при этом все остаются алкоголиками, больными людьми, которые абсолютно бессильны перед спиртным. Я, конечно, не хочу, чтобы кто-то из коллег узнал о моих прошлых проблемах. Но если это произойдет сейчас, то я ничего не потеряю. Я уже заработала свой авторитет.

- Как долго вы уже не пьете и как вам удается не поддаваться искушению?

- Я не пью пять лет. Каждое утро я встаю и прошу Бога помочь мне прожить еще один день без спиртного. Всего один день. И каждый следующий раз дается все легче. В сообществе все алкоголики проходят программу "двенадцать шагов". Первый и самый главный шаг - признать свое полное бессилие перед алкоголем. Это сложно. Мешает гордость. Ни один, даже самый опустившийся пьяница таковым себя не считает. Он полагает, что все держит под контролем. Это самообман. Знаете, бомжи, которые роются в мусорных баках, вероятно, самые гордые люди в мире.

"Я не жалею

о тех годах..."

На первое собрание содружества анонимных алкоголиков Людмилу привела подруга. "Когда я туда пришла, то увидела, что я не одна такая в природе, - вспоминает женщина. - В зале сидело около сорока человек: все они алкоголики и все абсолютно трезвые. Они начали рассказывать о своих проблемах, и у меня слезы градом потекли - все как будто про меня рассказывали. На первом же собрании где-то внутри засела мысль, что можно жить и не пить. Я осталась в содружестве, стала ходить на собрания и параллельно переучиваться - я была бухгалтером еще в "докомпьютерную" эпоху, и надо было наверстывать упущенное".

- Какое оно, дно алкоголика?

- Ребенок стыдился меня - вот мое дно. Я постоянно лежала дома пьяная. Приводила в квартиру кого-то. Потом даже не помнила кого, только обнаруживала утром на кухонном столе две рюмки. Сын тогда учился в третьем классе, он звонил бабушке и говорил, что не хочет жить со мной. Друзья попрекали его тем, что я алкашка. Да, я не лежала в психушках и наркологических клиниках, ни разу не была в вытрезвителе. Но после очередного запоя квартиру полностью обчистили, и потом еще трижды пытались обокрасть. В то время все соседи меня уже сторонились или просто посылали.

- Сын вас по-прежнему ненавидит?

- Сын отучился в кадетском корпусе и сказал, что гордится мной. Когда я отдала сполна все долги, когда поменяла квартиру и вышла замуж, я поняла, что мне больше нечего стыдиться. Более того, опыт, который я получила, просто незаменим. Теперь нет даже жалости о бесцельно прожитых годах.

Алкоголика поймет алкоголик

- Вы кодировались, но продолжали пить, как же вы сумели бросить?

- Я осознала то, что алкоголь - это болезнь, что я слаба перед алкоголем, что мне нельзя пить вообще. Но это не самое главное. Алкоголика может понять только другой алкоголик. Родственники будут пытаться лечить, а не понять. В этом то и проблема. Меня выслушали в обществе, и я сама попросила совета у людей, которые испытали те же проблемы, что и я.

- На собрание может прийти любой?

- Каждый придет, но не каждый останется. Программа требует абсолютной честности перед самим собой, а потом уже и перед другими людьми. Причем свою слабость надо не только признать, о ней надо рассказать.

- Посещать собрания надо всю жизнь?

- Я тоже думала: "Неужели всю жизнь теперь ходить?". Сейчас я радуюсь, что есть эти собрания, это общение. Я теперь не одинока. Мне, например, есть с кем проводить праздники. Вот буквально месяц назад мы ездили на Алтай.

- А что вы делаете, когда на собрание приходит пьяный человек?

- Это бывает очень редко, только когда кто-то приходит впервые. Я помню, один мужчина очень боялся идти и пришел пьяным. Его предупредили, что он может только слушать, а говорить не имеет права. В следующий раз он пришел трезвым и побритым.

- Людмила, сейчас даже дети, распивающие пиво на улице, никого не удивляют. Но ведь это проблема. Как бороться с повальным пьянством?

- Духовность, честность, искренность я нашла среди анонимных алкоголиков. Но это мой личный опыт. А вот как поднять духовность целой страны? Как сделать так, чтобы люди сами отказались от спиртного? Ведь запретить никому ничего нельзя. Еще до своего "падения" я презирала алкашей, считала, что они не достойны сострадания. Сейчас все наоборот. Может быть, если сострадания и милосердия в душах людей станет чуть больше, и алкоголиков будет меньше. Знаете, раньше я постоянно спрашивала себя, почему я стала алкоголиком. Теперь спрашиваю - для чего?

Ответ на свой вопрос Людмила получает каждый день - ей звонят алкоголики, и она их выслушивает. Недавно Людмила Миронова, главный бухгалтер торговой фирмы, узнала, что коллега-электрик беспробудно пьет. Мужчину не уволили. К нему приехала бухгалтер и честно призналась, что она - алкоголик, который не пьет. Электрик уже сходил на свое первое собрание.

Смотрите также: