Вежливость на грани обслуживания

   
   

"Простите, вы не могли убрать от моего лица свою ж...", - эмоционально обратилась ко мне пассажир во время очередной давки в автобусе N 20 в час пик. "Простите вы меня, но нельзя ли повежливей"! - возмутился я. "Если бы ваша ж... не была возле моего лица, я была бы вежлива!" - последовал невозмутимый ответ.

В момент этого диалога я ехал в одном из коротких омских "мерседесов" (автобус Mercedes Benz 0 345 - прим. авт.). Это был обычный будний день, обычная драка за место в транспорте в вечернее время, обычная давка, во время которой трудно дышать и невозможно пошевелиться. Чтобы как-то улучшить условия своего проезда, я забрался на небольшое возвышение на задней накопительной площадке. И, к сожалению, очередная волна алчущих уехать омичей прижала меня к незнакомой молодой женщине. Познакомиться с ней, увы, не получилось. И я стал считать, сколько же нас ехало в этом автобусе. Оказалось не так уж и много: около ста десяти стоя и двадцать два счастливчика сидя. Это без кондуктора и водителя. Они вне конкурса. Интересно, а на какое количество пассажиров были рассчитаны омские автобуса до своей многострадальной эксплуатации в нашем городе?

Итак, в Омске перевозки горожан осуществляют автобусы трех категорий: средней вместительности - новые "ПАЗики", большой вместительности - короткие "Мерседесы", "ЛиАЗы", "Икарусы", и очень большой вместительности - длинные "Мерседесы" и "Каросы".

Автобусы большой вместимости по заводским расчетам должны вмещать 105-118 человек. Казалось бы, в "моем" ехало всего человек на двенадцать больше. Но дело в том, что на заводе высчитывают предельную вместимость машины. Бедные инженеры и представить себе, наверное, не могут, как в автобус, в который в их самых смелых мечтах входит 118 человек, влезает сто тридцать омичей. Правда, как? "С разбегу, с напрыгу, с налету, с наскоку и с... наглостью", - сдавленно отвечают пассажиры. В длинные автобусы, кстати, "сверх плана" входит человек двадцать. Почему вообще возникают такие давки?

"Когда население города-милионника одновременно утром и вечером вываливает на остановку, очень сложно организовать перевозки, - рассказал мне начальник отдела перевозок Игорь Кожухов. - Но в часы пик на улицы выходит максимальное количество автобусов - все, которые есть в наличии. С любой городской остановки в это время можно уехать в течение пяти - десяти минут. Кстати, мы пытались рассредоточить начало учебного процесса у студентов, но из этого ничего не вышло".

Кроме автобусов в городе есть еще и троллейбусы. Которые в основной своей массе в полседьмого - семь вечера, когда на улицах еще много народу, почему-то уезжают в депо. "Это связано с режимом работы водителей, - прокомментировал Игорь Кожухов. - По законодательству они работают максимум двенадцать часов. И, начав работу в полседьмого утра, около семи вечера едут отдыхать".

Интересно, а нельзя ввести двойную смену у водителей троллейбусов? Неужели давка в омском транспорте - нормальная ситуация? "Это ненормальная ситуация, - согласился со мной Игорь Кожухов. - Но она существует, и это обычное явление в основных пересадочных узлах крупных городов. Час пик есть час пик! Чего вы хотите?"

И правда, чего я хочу? На автобусе в последнее время действительно стало возможно быстро уехать. Но может быть чиновникам стоит пойти дальше и позволить омичам ехать комфортно?

Смотрите также: