Неординарная презентация с молодецкими плясками казаков и льющимся рекой кубанским вином не помогла краснодарцам - главному сопернику омичей на международном фестивале "Зодчество - 2006" - получить высокую награду.
Со златом из Златоглавой вернулись наши архитекторы, которые представили на выставочном стенде известные областные работы последних двух лет: метромост имени 60-летия Победы, Северный театр в Таре, Набережную, спорткомплекс "Красная звезда".
"До этого Омская область в 2003 году уже принимала участие в самом значимом мероприятии для российской архитектуры, - говорит заместитель директора Департамента архитектуры и градостроительства городской администрации Светлана Шевченко. - Тогда чувствовалась нехватка материала, который можно было бы представить в главном выставочном зале страны - московском Манеже. После трехлетнего "тайм-аута" в зодчестве омского Прииртышья произошли значительные изменения".
- В номинации участвовали 15 регионов. Неужели у них настолько плохо с архитектурой?
- Я бы так не сказала. К примеру, проекты Краснодарского края были просто уникальны. Соревноваться с этим регионом нелегко, ведь здесь сегодня работают ведущие архитекторы со всей России. В 2010 году в Сочи планируется проведение Олимпийских игр. Уже сейчас в городе идет масштабная подготовка к этому событию, возводятся яркие объекты. Секрет же нашей победы заключался не только в том, что омская экспозиция полностью соответствовала заявленной тематике конкурса - "Архитектура и градостроительство регионов и национальные приоритетные проекты". Еще она отразила кардинальные преобразования в зодчестве нашего региона. Жилищное строительство? - пожалуйста! Новые школы, детсады, театры? - имеем! Объекты здравоохранения? - тоже есть что показать.
- Считается ли сегодня власть с зодчими?
- Пятнадцатилетнее "затишье", связанное с отсутствием финансирования и непониманием: а зачем вообще нужна градостроительная документация? - все это повлияло на статус зодчего. Ну нет генплана и не надо, строим где захотим и что захотим. Сегодня ситуация изменилась. Во-первых, на законодательном уровне. Как бы ни ругали новый Градостроительный Кодекс 2005 года, но именно он регламентировал обязательность подготовки градостроительных документов. Во-вторых, все осознали: хаотичная застройка может привести к катастрофическим последствиям. Позиция властей по отношению к архитектурному сообществу сегодня достаточно благоприятная - "помогая, не мешать".
- Ваши коллеги на "Зодчестве" не удивились тому факту, что в Омском регионе нет главного архитектора области?
- Скажу честно, мы не акцентировали на этом внимания. Я действительно не знаю региона, где бы столь ответственная должность попросту отсутствовала. Еще несколько лет назад главный архитектор области у нас был. В течение более двадцати лет этот пост занимал ныне ушедший из жизни Михаил Хахаев. В 2004 году в ходе реорганизации управление архитектуры переименовали в министерство строительства и ЖКХ. Исчезло само слово "архитектура", а вместе с ним и должность главного зодчего области. А как корабль назовешь, так он и поплывет. Нет статуса - нет ответственности. Я считаю, это не правильно.
- Парадоксально, что работы наших архитекторов удостаиваются высоких наград на международных конкурсах, однако в центре города растут несуразные торговые комплексы, облицованные кафельной плиткой...
- Возможно, современные вентилируемые фасады внешне и напоминают кафель. Но сегодня эта новая технология используется во всем мире. Конечно, внедрять её нужно осторожно, корректно. Но представьте, как был бы скучен наш город, если бы все улицы превратились в точную копию Любинского проспекта. Мы живем в другое время. Новые технологии и архитектурные направления определяют иные решения зданий, которые тоже когда-нибудь станут историей.
- Взаимоотношения омских зодчих и заказчиков на протяжении многих лет были драматичными. Сегодня по-прежнему музыку заказывает тот, кто платит?
- Приятно отметить, что принцип "я плачу, потому делай так, как я хочу" встречается все реже. Заказчик сейчас тоже неглупый. Он заинтересован в выборе лучшего решения, поэтому отдает огромные деньги на проведение конкурсов. Кроме того, грамотный заказчик (таких немало) понимает: если не довериться зодчему, то объект может не пройти через профессиональное "чистилище" - архитектурный, градостроительный советы.
- Существует мнение, что в Москве архитекторы еще творят, там появляются интересные работы. На периферии же каких-либо подвижек нет. Итог - так называемая провинциальная архитектура...
- А что вы называете провинциальной архитектурой? В этом году "Хрустальный Дедал" - самая престижная награда "Зодчества" - достался петербуржцам не за ультрасовременный объект, а за реконструкцию Александринского театра. Если говорить о нашей архитектуре, то поверьте, на фоне других российских городов мы не выглядим провинцией. Современные коммуникативные средства просто не позволяют нам вариться в собственном соку...
- Исчезло ли влияние пресловутого восточного стиля в Омской архитектуре?
- Вы имеете в виду здания по улице Жукова с башенками на кровле? Винить в этом бывшего главного архитектора Омска Альберта Каримова я бы не стала. "Восточное направление" в зодчестве появилось одновременно со свободой, которую мы получили в период перестройки. Это был своеобразный способ бросить вызов типовому, утилитарному строительству. Об этом мы долго мечтали. Неудивительно, что "азиатские элементы" декора можно встретить в архитектуре тех лет в любом российском городе. Сегодня в плане общей стилистической направленности мы движемся в общероссийском ключе, где присутствует как свобода Запада, так и национальные традиции.
Смотрите также:
- 36 омских Северных улиц стали хитом в социальных сетях →
- "Родину нельзя предавать, но можно критиковать..." →
- Омску нужен небоскреб →