"Феномен омских дизайнеров - в близости к хаосу"

   
   

Так считает Юрий Назаров, президент Союза дизайнеров России, член-корреспондент Академии художеств, лауреат государственной премии РФ, ректор национального института дизайна в Москве.

На прошлой неделе Омск сделал новый "рывок" в многолетней борьбе за право называться столицей Сибири. Наш город принимал всероссийский фестиваль "Омск - столица российского дизайна. 2006". В круговерти официальных и полуофициальных мероприятий, общения с первыми лицами региона и талантливыми детьми, разрезания красных ленточек и проч. Юрий Назаров, президент "от дизайна", нашел время, чтобы ответить на несколько вопросов специально для читателей "АиФ" в Омске".

Кафель - это косметика

- Юрий Владимирович, насколько неожиданным для вас стало проведение фестиваля российского дизайна именно в Омске? Не рано ли мы "замахнулись" на звание столицы?

- Смелая заявка на столичность, на самом деле, вселяет уверенность, что дизайном здесь занимаются всерьез. Кстати, право на проведение фестиваля "Омск - столица российского дизайна. 2006" омичи заработали в открытом конкурсе. Это не экспромт, а результат двухлетнего труда. Неожиданностью для нас стала ответственность, с которой омичи подготовились к фестивалю. Они подключили к этому первых лиц региона, чего ни в Волгограде, на родине самого фестиваля, ни в Санкт-Петербурге, месте проведения предыдущего фестиваля, не было. Вывели мероприятие на новый уровень.

- Не станет ли погоня за "столичностью" причиной потери собственной самобытности омских дизайнеров?

- Своеобразие ваших дизайнеров не в том, что они провинциалы, а кто-то там - представитель столицы. Своеобразие в особенностях климата, географии, особенностях этнического типа, здесь проживающего. В Омске это близость Казахстана, который во многом развивается динамичнее России; это необычная протяженность города вдоль реки, и Иртыш пусть незримо, но присутствует в работах омских дизайнеров. Преимущество провинциальных дизайнеров в том, что они ближе к хаосу реальной жизни. И никакая мишура не мешает им идти к совершенству. А как раз в этом великий смысл творчества.

- Творчество творчеством, а вот в реальной жизни рядом с образцами "высокой" архитектуры, например, появляются здания, по меткому замечанию нашего читателя, "туалетной" архитектуры: ангары, обклеенные кафелем.

- Настоящая проблема в другом - в отсутствии идеологии. Сил у современных дизайнеров много, а вот куда двигаться - не знают и все больше отрываются от реальности. При соответствующем социальном ориентире дизайнеру под силу создавать для окружающих веселую, "непыльную" атмосферу быта и даже решать глобальные проблемы устройства общества: экологические - с помощью ландшафтного дизайна, образовательные... А кафель - это лишь косметическое средство, и ничего зазорного в нем нет. Человек тоже меняет одежду, очки и прочее, оставаясь при этом тем же самым Иваном Ивановичем.

Кто сменит Олимпийского Мишку?

- В вашем послужном списке - участие в разработке объектов "Олимпиады-80" в Москве. На что, по-вашему, стоит обратить внимание в подготовке к Олимпиаде-2014 города Сочи, претендующего на эту честь?

- При подготовке к "Олимпиаде-80" я занимался, в основном, объектами инфраструктуры, за что даже получил правительственную награду. Временные олимпийские столовые, информационные центры - было интересно искать дизайнерское решение для 50-60 одинаковых объектов.

К предстоящей Олимпиаде, уверен, необходимо готовится не кулуарно, когда все решается по чьему-то приказу, а всем миром. Всю символику, эмблему и талисман должны придумать сами россияне, как когда-то придумали олимпийского мишку. Все-таки Олимпиада - это мировой форум и праздник для всех, а не правительственное мероприятие.

- Под силу ли небольшому курортному городу вынести груз мирового форума?

- Сочи я знаю хорошо, там мы дважды в году проводим форум дизайнеров. Проблемы города в узких дорогах и неразвитости туристической инфраструктуры. Транспортную проблему можно решить через строительство монорельсовой дороги, которая в обход всех тоннелей, пробок и светофоров свяжет разные объекты Олимпиады. Также срочно надо создавать рекреационные зоны, не в казино же "олимпийцам" отдыхать! Кстати, Союз дизайнеров подготовил предложение по созданию природно-туристического комплекса в Красной Поляне задолго до олимпийской гонки.

Завтра все будет по-другому...

- При совмещении официального поста президента и творческой профессии дизайнера скрывается опасность не попасть в "контекст". Приходилось ли вам испытывать неловкость от того, что одеты не к месту?

- Без лишнего лукавства сознаюсь, что тщательно продумываю свою "экипировку". Часто бываю на официальных мероприятиях, где доминирует стиль "пиджака и галстука". Однако творческая братия, как известно, эту канцелярщину не признает. Да еще частые поездки диктуют необходимость выбирать удобную одежду. С учетом всех этих факторов я и подбираю себе одежду и ни разу, надо сказать, из контекста не выпал.

- Думаю, нашим читателям интересно услышать мнение профессионала - что сейчас модно в одежде, в архитектуре, в дизайне интерьера?

- О моде сегодняшней говорить бессмысленно - завтра все будет уже по-другому. Генеральная линия во всем - это трансавангард, то есть авангард, проходящий через все стили. Совсем недавно это смешение было абсолютно недопустимо, даже считалось кощунством. Сейчас трансавангард в моде, он поощряется. Что будет дальше - неизвестно, но обязательно это будет что-то из богатого арсенала прошлых лет.

Смотрите также: