Школам устроили "темную"

   
   

В конце сентября омские школы остались без электричества и воды.

ОАО "Омская энергосбытовая компания" опечатала кабинеты директоров и бухгалтеров в 88 учреждениях. "ОмскВодоканал" опломбировал трубы в нескольких школах. Цель этих действий - заставить чиновников погасить долги за свет и воду - была достигнута.

- Мы не трогали учебные кабинеты и системы сигнализации, пломбировали выключатели в кабинетах директоров, учительских, теплицах, гаражах, - рассказал руководитель пресс-службы ОАО "Омскэнергосбыт" Михаил Осколков. - Подобные меры предприняты в этом году впервые. Как видно, помогло.

В конце месяца муниципалитет приступил к оплате долгов.14 млн - энергетикам, 400 тыс. - "Водоканалу". Для оформления платежных документов сотрудникам управления образования пришлось выйти на работу в выходной, 30 сентября.

С "Водоканалом" боролся завхоз

И директора школ, и сотрудники управления образования очень неохотно объясняют, как появились долги перед коммунальщиками. Первые просто боятся распространяться на подобные темы. Практика последних лет показывает, что "крайним" в любой школьной проблеме становится директор. Не оплачен счет - директор его поздно "подал". С родителей деньги берут - директор попустительствовал.

"Средства на оплату коммунальных услуг поступают частями и с задержками, - прокомментировал ситуацию директор одной из школ Центрального округа. - Когда приходят опечатывать розетки и отключать трубы, "сверху" нам говорят: "Разбирайтесь сами".

В этой школе водопровод приходили пломбировать дважды. Прорваться к заветным кранам сразу у сотрудников "Водоканала" не получилось - завхоз ключи не дал. Со второй попытки получилось. Энергетикам мешать не стали. "В благодарность" те охотно закрывали глаза на то, что в огромном спортивном зале из десятка ламп работает лишь одна. Кстати, свет в кабинете директора после опечатывания можно было включить с помощью обыкновенного карандаша, не повредив пломбу.

Что делать школе, если ее опечатывают? "Нужно проанализировать, почему задолженность образовалась, - прокомментировала Галина Штаба, руководитель сектора по контролю за теплоэнергетическим оборудованием управления образования. - Это либо не вовремя поданная заявка, либо несвоевременное финансирование, либо очень большое потребление. В оплате коммунальных услуг много тонкостей. Этот год является первым, когда учреждения ведут хозяйственную деятельность самостоятельно - напрямую заключают договора с поставщиками услуг. Мы (управление образования - прим. автора) являемся распорядителями бюджетных средств, делаем заявки в департамент финансов. Оплата счетов производится в пределах лимита. Школы сами подсчитывает, какое количество услуг потребят".

Но кто смотрит, завысила ли школа лимит? Директор? Нет. За этим следит управление образования. В конечном счете, сотрудники именно этой службы решают, сколько школа должна потреблять света, тепла и воды. А возник перерасход, ответ один - директор не уследил.

Слежка за школой

Уследить за школой, где протекают канализация и крыша, ржавеют трубы, осыпаются стены, довольно непросто. Денег на ремонт не хватает. А если они и появляются, то проблем меньше не становится: чтобы залатать одну дыру, надо оформить груду бумаг. Школа даже не может оплатить ремонтные работы - нет такой статьи расходов. Купить строительную смесь можно, а заплатить за ремонт - нет.

В управлении образования так не считают. В ответ указывают на статью "содержание помещения", по которой якобы можно оплатить строительные работы. Наверное, можно, но у директоров не получается. Да и деньги по этой статье идут на латание дыр в трубах и щелей в крышах.

А иногда просто нет времени, чтобы оформлять бумаги. Когда в школе прорывает трубу, руководителю просто некогда заключать договор об оплате ремонта. В ход идут "левые" деньги. Кто-то сдавал в аренду под юбилей школьную столовую, кто-то спортзал под поминки. А если и таких поступлений нет, то директор из своего кармана заплатит.

Или родители, беспокоясь о детях, сами заварят трубы. Помощи "сверху" ждать долго. Хотя в управлении говорят, что во всех округах есть аварийные бригады, укомплектованные слесарями и сварщиками. Стоит только позвонить, и они сразу приедут. Кто определяет это "сразу" - сказать сложно.

Помимо директора, за школой следят или, скорее, присматривают, инспектора роспотребнадзора и пожнадзора. Роль инспектора проста - все требования многочисленных российских законов и нормативов должны быть реализованы в отдельно взятом учреждении. Насколько разумны эти требования - отдельный вопрос. Инспектор вправе потребовать на путях эвакуации убрать трубы отопления под пол. Тот факт, что дряхлая система отопления от такого "понижения" забьется, инспектора не касается. В одной из школ Амурского поселка директору вынесли такие нереальные требования, что терпение руководителя лопнуло, и он дошел до начальника управления МЧС. Генерал, посмотрев на предписания своего подчиненного, три четверти вычеркнул.

Долги копятся

Когда я общался с директорами школ и сотрудниками управления образования, создалось впечатление, что люди говорят на разных языках. Первые рассуждают о проблемах, вторые о достижениях. Оно и понятно: перед директорами стоят сплошные бытовые трудности: разваливающиеся здания, невыполнимые предписания, а ведь надо и детей учить! Задачи сотрудников управления образования "гораздо сложней". Необходимо просмотреть счета всех подведомственных учреждений, сверить цифры, отчитаться перед мэром о проделанной работе. Очень немногие из чиновников решаются признать, что проблем из года в год не становится меньше.

Чтобы это понять, достаточно зайти в любую школу, посмотреть на обветшавшие стены и проржавевшие батареи.

Кстати

Как заявил "АиФ" в Омске" Александр Соломатин, и. о. начальника управления образования администрации Омска, ситуация с обесточиванием городских школ - это "временное недоразумение". Проблема отключения электричества напрямую связана с невыплатой зарплаты педагогам дополнительного образования: средства, которые должны идти на оплату энергии, пойдут на погашение долгов. Александр Михайлович заверил "АиФ" в Омске", что вопрос решится уже к началу октября - педагогам вернут кровно заработанное, а школьные долги быстро погасят.

Смотрите также: