Когда спектакль о великом поэте, который для нас давно и основательно «наше всё», начинается со слов «Пушкина я возненавидел ещё в детстве», то у зрителей происходит то, к чему уместно применить выражение «разрыв шаблона». Такие литературные контрасты – не театральный эпатаж, а попытка заглянуть в сам феномен Пушкина. Да и сам спектакль не о ненависти, а о том, что даже она в итоге может стать смыслом жизни. Об этом на омском фестивале рассказал театр из Москвы «Школа современной пьесы».
Преследующий поэт
Несмотря на название спектакля «Спасти камер-юнкера Пушкина», главный герой здесь совсем не Пушкин. Поэт здесь в роли связующего звена и некого фатального обстоятельства, которое для главного героя – камень преткновения ещё с детского сада. Ну не любит маленький Питунин стихи Пушкина, а его заставляют их любить. И в школе, которая, как назло, носит имя поэта, от поэтического наследия Александра Сергеевича тоже изрядно достаётся.
Даже в армии (!) злосчастный Пушкин не даёт Питунину покоя. Такую картину мира жизни молодого петербуржца создал драматург из Израиля Михаил Хейфец. Ему удалось сделать то, от чего приходят в восторг даже привередливые театральные критики. Посмотреть на Пушкина под другим углом – так просто и так сложно одновременно. В итоге получилось удивительно ироничное произведение без малейших перевесов в сторону каких-либо крайностей. И главный парадокс этого спектакля в том, что через чувство ненависти препарируется культурная жизнь общества.
Иосиф Райхельгауз, режиссёр постановки, отмечает тот факт, что ставить спектакль по такому неоднозначному произведению было рискованно: «Это даже не пьеса, а литературный материал, монолог, который прислали на один из драматургических конкурсов. Многие его отвергали и говорили, что это полная ерунда. Как пьесу я это сначала не воспринял, но тема показалась мне занимательной. Пушкин здесь – это культурный знак нашего государства. История человечества – это и есть история культуры. Мы ведь не литературный спектакль по Пушкину ставим, мы комментируем соотношение Пушкина с сегодняшней духовной жизнью, с атмосферой нашего времени.
И действительно, фрагменты эпохи XIX века очень логично увязаны с бандитскими 90-ми, когда духовная жизнь страны трескалась по швам, а наши классики оказались никому не нужны. И примерно в этот момент главный герой Питунин неосознанно понимает, в чём соль фразы «Пушкин – наше всё».
Пушкина не спасли
Постановщики спектакля на яркую визуальную составляющую акцент не ставили и многотонных декораций не воздвигали. Основная сценография напоминает большую прямоугольную коробку, в пространстве которой весьма комфортно существуют актёры. Здесь они то и дело находят какие-либо артефакты, связанные с жизнью то Пушкина, то самого Питунина. Важно и то, что спектакль камерный и зрители, сидящие прямо на сцене, за этим замкнутым кругом ненависти и любви к Пушкину наблюдают на расстоянии вытянутой руки. Почти два часа спектакля без антракта проходят, словно по щелчку пальцев. И, что примечательно, в постановке нет ни одного именитого артиста.
«Они все недавние выпускники, а одна актриса даже ещё диплом не получила, - говорит Иосиф Райхельгауз. – Ребята много лет учились играть в одном ансамбле, в одной стилистике. Они ценят одни и те же выразительные средства, говорят на одном театральном языке. И мало кто может сыграть именно таким образом в ансамбле».
Существование молодых актёров внутри спектакля действительно заслуживает внимания – они очень точно проживают свои роли, причём за пару минут могут с лёгкостью трансформироваться из сгорбленной советской учительницы по литературе в изящную барышню XIX века, а из неё – в солдата, затаившегося в окопе.
Итог спектакля такой же, как и жизнь самого Пушкина. Есть здесь и совсем непоэтичная дуэль в духе бандитских разборок, и трагичный итог, когда внезапно становится понятно, что ненавистный Пушкин был для Питунина смыслом жизни. Пушкина в спектакле не спасли, Питунина тоже, но главную мысль в головы зрителей всё-таки донесли: даже яростное отрицание может со временем обернуться самой неожиданной стороной. Ну и на наше культурное наследие, как бы этого многим не хотелось, глаза не закроешь.