Чтобы узнать, что пытаются изменить в давно устоявшемся духовном мире старообрядцы, «АиФ в Омске» отправился прямиком на улицу Щёткина, 10. Свято-Никольский храм русской православной старообрядческой церкви – старенький деревянный двухэтажный дом. Кстати, через два года этому зданию исполнится ровно 100 лет. Как мы узнали впоследствии, даже это ветхое помещение под храм удалось получить не сразу.
На молитву – в другой город
Священник отец Павел нежданных гостей встретил дружелюбно. Как оказалось, страницы истории омского старообрядчества начинаются с начала ХХ века. Правда, тогда на территории нашего города насчитывалось всего 10 семей старообрядцев. После столыпинской аграрной реформы 1905 года в сибирский военный городок из разных концов страны приехало около 50 сторонников «двухперстного» крещения. А спустя пять лет произошло важное событие – была образована церковная община во имя св. Николы.
Городскими властями был бесплатно предоставлен участок земли на улице 4-я Линия для устройства молитвенного дома. Постепенно число людей в православном старообрядческом храме увеличилось. Да так, что в 1915 году решили построить новое каменное здание. Массовые репрессии в конце 30-хх годов прошлого века в один момент перечеркнули будущее поклонников исконно-русских традиций. Сложно представить, но вплоть до 1995 года(!) староверы со всей округи ездили молиться в… Новосибирск!
Ни конфликтов, ни контактов
Воссоздана Старообрядческая община была 14 сентября 1995 года.
- С того дня мы стали искать подходящее под Храм бесхозное здание, - рассказывает отец Павел. - После долгих поисков и множества отказов мы, наконец, получили подходящее двухэтажное здание по улице Щетинкина, 10 в аренду сроком на 10 лет. Правда, в аварийном состоянии, зато в центре города!
Спустя три года ремонтных работ на крыше Храма были воздвигнуты главка и святой крест. Теперь издалека было видно, что это не просто дом. В том же году произошло и торжественной освящение Омского Свято-Никольского Храма.
Казалось бы, отношения между новым и старым православием, должны быть натянутыми, но на самом деле – их просто нет. Конфликты с руководящими лицами никонианской церкви остались в эпоху революции. Сегодня же никаких официальных контактов между нами не происходит.
Ростки жизни
Как говорят омские староверы, главное отличие новой православной и традиционной церкви в том, что у последних этакая духовная «демократия» - решения принимаются собранием людей.
- Праздники у нас те же, что и у новой церкви, но богослужения более сложные и длинные, - объясняет отец Павел. - Первое и всем известное расхождение в том, что мы крестимся двумя перстами. У нас есть причины следовать этой традиции, как это делали первые староверы, несмотря ни на что, не отступившие от своих убеждений. К ним мы относимся с глубоким почтением.
А ещё, староверы и в быту, и в духовной жизни строго соблюдают все обряды. На самом деле это тяжелый духовный труд. Наверное, в силу этих причин, для многих русских традиционное православие не привлекательно. Однако за время работы Храма сюда пришло множество людей, которые принимали святое крещение и пополняли приход. Здесь это воспринимают как чудо - сквозь затоптанное и отвердевшее, как асфальт, поле духовной жизни человека, вдруг начали пробиваться свежие ростки.