Не заметить, что городские дороги стали активно ремонтировать, в последнее время омичам было сложно. Вроде бы стоило порадоваться, однако, многие уверены, что взялись совсем не за те участки, за которые следовало бы, а дороги в центре могли бы подождать.
Региональное правительство выделило Омску 167 млн рублей, которые получило из федерального бюджета. Эта субсидия не переходящая – все средства должны быть освоены все в этом году. Но по факту сумма ещё не перечислена. Если работы не будут выполнены или будут выполнены, но некачественно, их не оплатят, а средства уйдут в дорожный фонд области.
Нареканий множество
В списке объектов, которые отремонтируют за деньги правительства, 18 позиций. Частично работы выполнены на улицах: Заозёрная, Жукова, Маяковского, Красина, Некрасова, Спартаковской, Тарской, Лермонтова и Бухгольца. Но пока ещё не полностью – уложили только нижний слой покрытия. Также «застелили» площади перед Музыкальном театром и рядом с «Яблонькой», улицу Ленина. Также согласно планам отремонтируют Иртышскую Набережную, улицу Думскую, развязку Ленинградского моста, улицу Фрунзе, Фрунзенский мост и мост у телецентра.
«Эти средства мы не обязаны были отдавать городу, это было поручение губернатора. Проблем с областными дорогами тоже очень много, и мы бы с большим удовольствием направили деньги на них. У нас подписано соглашение с администрацией города Омска и согласно ему мы имеем право провести контроль качества. Мы щепетильно подходим к контролю, ведь на следующий год приедут специалисты из федерального учреждения, которое проверяет качество, – Росдортехнологии. Они будут спрашивать по полной программе, и с нас в том числе, – объясняет Дмитрий Христолюбов, начальник управления дорожного комплекса министерства строительства и ЖКК Омской области. – Делаются вырубки, которые потом отправляются в нашу лабораторию, где проверяют гранулометрический состав смеси. Самое главное – определить коэффициент уплотнения, по которому можно проверить работу на объекте. У недокатанного асфальтобетона, например, пористость выше, в эти поры потом проникнет вода. В периоды замерзания и оттаивания покрытие разрушается, и в результате свежий асфальтобетон через несколько лет приходит в негодность».
Специальная комиссия минстроя выезжает на объекты, где выполняются работы, и проверяет их качество. На прошлой неделе эксперты побывали на улице Лермонтова, до этого на Заозёрной и Жукова. На этих участках было выполнено фрезирование существующего асфальтобетона и укладка выравнивающего слоя средней толщиной четыре сантиметра. Уже есть множество нареканий к качеству этих работ. Так, на Заозёрной недостаточно уплотнено покрытие. Из шести взятых проб пять не соответствуют требованиям ГОСТа. Поэтому пока работы приниматься и оплачиваться не будут. Есть нарекания и по качеству стыков, качеству примыканий к существующим покрытиям. Не предусмотрены меры по восстановлению бордюров. Например, на улице Лермонтова они возвышаются на 10 см. Если будет сфрезировано 5 см и уложено 9, то соответственно они «утопятся» на 4 см.
Низкие темпы
Плотность специалисты определяют, отбирая керны – вырезают небольшие «шайбы». Ровность – с помощью трёхметровой рейки и лопатки, на которой обозначены миллиметры. Допускается зазоры до 3 мм, однако на той же улице Лермонтова практически сразу выясняется, что они гораздо глубже. Также сразу заметили и некачественную заделку продольных швов на покрытии.
«Сроки у администрации до 15 октября на выполнение всех работ и на устранение недостатков. Работы выполняются низкими темпами, выполнен только нижний слой покрытия, а ведь ещё должен быть уложен верхний слой. Скоро начнутся дожди, поэтому надо успеть. Несмотря на то, что мэр Омска нам писал, что у него достаточно сил и средств для того, чтобы всё вовремя сделать, фактически сейчас администрация города проводит торги на приобретение плотной асфальтобетонной смеси, на аренду техники. То есть они собственными силами не справляются с теми объёмами работ, на которые они, грубо говоря, замахнулись», – считает Христолюбов. Однако во всём винить дорожников некоторые эксперты не торопятся. Некачественное и несвоевременное выполнение работ, неполный охват всех требующих ремонта дорог оправдывают маленькие бюджеты и непроработанные нормативы.
«Сначала проверяется документация, потом комиссия выезжает с инструментальным контролем, – рассказывает Виктор Сиротюк заместитель председателя общественного совета при минстрое. – Свод правил есть, но, к сожалению, он для сети общих, а не городских дорог. Нормативов практически не существует, они умерли вместе с советским государством. Фактически уничтожена система нормативной базы для городских дорог. В общественном совете мы настаиваем, чтобы в городе делать верхние слои покрытия делать из щебёночно-мастичной асфальтобетонной смеси. Она дороже на 20%, у неё требования выше, но она гораздо лучше стандартного асфальтобетона. С такими бюджетами приходится выбирать: делать покрытие потолще и покороче или потоньше и подлиннее. Вот дали 200 млн рублей как хочешь так и выкручивайся. В идеале должны работать два катка, чтобы не было продольного шва, но это лишние затраты».
Тем не менее, многие жители города сходятся во мнении, что лучше отремонтировать меньше да лучше. И строить не только в центре, но и про районы тоже не забывать.