В региональном управлении службы судебных приставов находится 36 500 исполнительных производств по долгам за коммунальные услуги. Сумма задолженности превышает 750 млн руб. Причём 99% должников - физические лица.
«Задолженность в первую очередь характерна для городских жителей. На селе должников практически нет, - говорит заместитель руководителя управления федеральной службы судебных приставов по Омской области Галина Титова. - Кстати, 800 граждан имеют долги свыше 100 тыс. руб».
Бич для рынка
По статистике приставов, у каждого 29-го должника этой категории в этом году было арестовано имущество. Хотя довольно часто оказывается, что у человека нечего арестовать в счёт долга. 550 граждан привлечены к административной ответственности, и в этом году уже было возбуждено пять уголовных дел за уклонение от исполнения установленных судом обязательств.
Заместитель генерального директора компании-поставщика электроэнергии Анатолий Рудик отмечает, что задолженность населения увеличилась в этом году на 35%.
«При этом мы работаем и по судебным приказам, взаимодействуем с приставами, так ещё и можем ввести ограничения на поступление электроэнергии в дома злостных неплательщиков. Тем не менее 86 человек имеют задолженность свыше 100 тыс. руб. на один лицевой счёт. И почти никто из них не спешит приходить в офис компании, чтобы договориться о рассрочке платежа», - сетует руководитель.
Олег Хилько отмечает, что законодательное введение упрощённой процедуры взыскания долгов через судебные приказы позволило ускорить предъявление должникам исполнительных листов. Что, в свою очередь, помогает улучшить показатели собираемости недополученных денег.
Снять со счёта
Закон даёт право любому взыскателю предъявить исполнительный лист работодателю должника, а также в банк, где находится счёт неплательщика.
«При этом удержания с банковского счёта будут производится иначе, чем при обращении взыскателя к приставам. Пристав может арестовать только 50% от поступающей на счёт суммы, а когда документ от взыскателя поступает в банк напрямую, то он, как правило, требует взыскать всю сумму долга целиком. Поэтому я призываю должников не доводить до такой ситуации», - подчеркнула Титова.
Индивидуальный подход к неплательщикам
Управляющие компании - самые близкие к потребителю участники рынка услуг ЖКХ, ведь именно в УК обращаются люди с проблемами многоквартирного дома. При этом своими неплатежами жильцы наносят вред в первую очередь самим себе.
Оксана Севастюк |
«Долги у жильцов обслуживаемых нами домов, конечно, есть. Избежать этого невозможно. Другой вопрос, что наша компания работает с должниками, используя индивидуальный подход, - рассказывает генеральный директор ООО «УК «ЦЕНТРЖИЛСЕРВИС» Оксана Севастюк. - Например, мы предлагаем подписать дополнительное соглашение о рассрочке долга. В итоге часто удаётся обойтись без суда. Мы договариваемся с человеком напрямую о графике погашения долгов, когда он обязательно должен погасить текущий платёж и небольшую часть накопившейся задолженности. Однако если человек не идёт на контакт, приходится и в суд иски подавать, и с приставами работать».
Остаются в коллективе
Ещё одна форма оптимизации задолженности, применяемая в управляющей компании, - трудоустройство должника. Нередко эти люди после выплаты долга остаются на работе и становятся частью коллектива УК.
«Ежегодно мы проводим и акции для потребителей. Тем, кто до конца года погасит всю сумму задолженности, в качестве новогоднего подарка списываются пени, - продолжает Оксана Владимировна. - Помимо индивидуальной работы, существует и мотивация для жильцов вовремя оплачивать квитанции управляющей компании. Мы регулярно проводим конкурсы для собственников жилья по собираемости платежей и разыгрываем сертификаты на текущий ремонт. Это очень хорошо стимулирует потребителей. Тем более что неуплата не всегда вызвана финансовыми проблемами.
Мы проанализировали дебиторскую задолженность и заметили, что у нас есть целый пласт людей, уверенных, что если они будут погашать долги раз в несколько месяцев, ничего страшного не произойдёт. А ведь мы ежемесячно должны производить все платежи и выполнять обязательства. Например, мы до 15-го числа каждого месяца перечисляем собранные платежи за ОДН. И всегда делаем это вовремя! Но если жители пренебрегают оплатой, задерживают её, не исключено и возникновение чрезвычайных ситуаций: например, дому за долги по ОДН ограничат электроснабжение, выставят пени. К счастью, такого пока в нашей практике не было, но это вполне реальная мера, на которую ресурсники имеют право».
Люди против ОДН
Все эти меры позволяют компании держать собираемость платежей на высоком уровне. Однако надо отметить, что в прошлом году собираемость была ещё выше.
«Некоторое сокращение мы связываем с введением платы за ОДН. Оплата не по прибору учёта, а по нормативу в сознании наших жильцов несоизмерима с потреблением коммунальных услуг. В итоге именно эти услуги некоторые потребители отказываются оплачивать, хотя честно погашают все остальные квитанции, - говорит руководитель УК. - Не будем скрывать, что есть и среди наших жильцов злостные неплательщики, которые не хотят идти на контакт. Это общая проблема для всех управляющих компаний. В таком случае мы используем обычную процедуру с обращением в суд. Тогда к должнику приходят судебные приставы, а часто они просто получают возможность списывать задолженность с банковских карт недобросовестных плательщиков.
Бывает, приставы списывают чуть ли не все деньги со счёта, арестовывают всю сумму долга, и на карте должника остаётся «минус». А ведь при рассрочке можно было определить более щадящий режим расчётов».
Антимагнитные пломбы на счётчики
С ноября этого года «Росводоканал Омск» устанавливает индикаторы антимагнитных пломб на приборы учёта холодной и горячей воды.
Установка этих пломб направлена на предотвращение хищений воды собственниками с помощью магнитов, чтобы жители многоквартирных домов не могли перекладывать оплату индивидуального потребления воды на своих соседей через объём ресурса, израсходованный на общедомовые нужды.
Точные данные
Ольга Смиковская |
«Почти 70% квартир и частных домов в Омске оснащены приборами учёта воды. Ранее мы могли только предполагать - использует потребитель устройства, замедляющие ход работы счётного механизма, или нет. Теперь же изменение цвета пломбировочной наклейки с магниточувствительной капсулой даст основание поставщику ресурса для применения штрафных санкций к недобросовестным абонентам. Надеемся, что, сопоставив размер штрафа (до 15 тыс. руб.) и стоимость 1 кубометра воды (15,29 руб.), потребители предпочтут реальную экономию мнимой», - отметила коммерческий директор ОАО «ОмскВодоканал» Ольга Смиковская.
Индикатор антимагнитной пломбы - это пломбировочная наклейка, которая фиксирует воздействие магнита на водомер за счёт расположенного на ней специального индикаторного элемента. Индикаторы устанавливаются на корпус прибора учёта в местах наиболее вероятного воздействия магнитом - в непосредственной близости от счётного механизма. Их высокая чувствительность обеспечивает контроль на расстоянии до 7 см, может применяться во влажных помещениях и не боится воды. При воздействии магнитным полем цвет индикатора внутри капсулы меняется на тёмно-серый. При попытке удалить индикатор с корпуса счётчика появляется надпись «OPEN VOID». Каждый индикатор антимагнитной пломбы имеет уникальный порядковый номер, дублирующийся на отрывном элементе наклейки.
Воровать будет очень дорого
В соответствии с действующим законодательством ресурсоснабжающая организация вправе производить потребителю начисление по нормативу с применением повышающего коэффициента, равного 10-ти, с момента обнаружения факта срыва пломбы за три предшествующих месяца. Таким образом, при среднемесячном платеже по счётчику 300 руб. для квартиры, где проживают два человека, будет начислено около 15 тыс. руб. по нормативу. После этого абоненту необходимо будет повторно ввести прибор учёта в эксплуатацию.
Добросовестным - планшеты
АО «Омск РТС» вручило планшетные компьютеры победителям акции «В «Личный кабинет» за подарком!».
Призы от АО «Омск РТС» были разыграны среди всех потребителей компании, передававших показания и оплачивающих тепловую энергию с июня по сентябрь в «Личном кабинете» и не имевших по состоянию на 10 октября 2017 года задолженности по начислениям и пени.
Отбор победителей происходил путём компьютерной выборки из базы данных первого и каждого сотого лицевого счёта среди абонентов, выполнивших условия акции. В результате были определены 10 участников, получивших в подарок планшеты. Список победителей акции размещён на сайте omskrts.ru в разделе «Потребителям/Населению».
Олег Хилько |
«Участники таких акций, как правило, являются представителями наиболее активной категории потребителей, многие из них не только успешно осваивают современные технологии, но и охотно делятся своими знаниями с другими, - отметил заместитель генерального директора по энергосбытовой деятельности АО «Омск РТС» Олег Хилько. - Мы со своей стороны постоянно совершенствуем работу «Личного кабинета». Сервис позволяет следить за начислениями, передавать показания счётчика, оплачивать квитанции и подавать заявки на опломбировку приборов учёта в режиме онлайн, а также получать информацию об истории своих платежей. Через него потребители могут отправить обращение в компанию и получить оперативный ответ».
В 2017 году для старших по домам, председателей домовых комитетов в «Личном кабинете» реализована возможность передачи показаний по всем квартирам дома.
За что могут отключить газ
С кризисными явлениями в стране многие россияне, в том числе и омичи, стали небрежно относиться к оплате коммунальных услуг.
Некоторые абоненты «забывают» на пару-тройку месяцев о коммунальных платежах в надежде, что ресурсоснабжающая организация за всеми не уследит, сразу газ (воду, свет) не отключит, а пока длятся разбирательства, они успеют долги за коммунальные услуги погасить. Однако это, мягко говоря, неправильная позиция: именно абонент обязан вовремя вносить плату за уже потреблённую услугу.
Заплатить и передать показания
«Согласно действующему законодательству и договору поставки газа абонент обязан вносить плату за потреблённый природный газ ежемесячно в срок до 10-го числа месяца, следующего за расчётным, - комментирует заместитель начальника отдела по работе с социально значимой категорией потребителей ООО «Газпром межрегионгаз Омск» Артём Немцев. - А также сообщать поставщику газа в конце расчётного периода показания прибора учёта любым доступным способом - по телефону, факсу, почтой, через сайт компании www.omskregiongaz.ru».
При этом к крайней мере - отключению газа - прибегают в исключительных случаях: специалисты компании ведут работу с должниками в рамках законодательства. Если оплата не поступает в течение двух платёжных периодов (то есть месяцев) подряд, абоненту сначала направляют уведомление о задолженности. Если после уведомления должник не принимает мер для погашения долга в течение 20 дней, компания рассматривает вопрос о приостановлении подачи газа.
Важная информация
Итак, за что могут отключить газ?
За неплатежи: абонент обязан вносить плату за потреблённый природный газ до 10-го числа каждого месяца, следующего за расчётным.
За отсутствие договора ТО ВДГО: каждый абонент обязан своевременно заключать договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования со специализированной организацией. Отсутствие этого договора является основанием для отключения от газовой сети даже при наличии своевременных платежей.
За отказ от проведения проверки: абонент обязан обеспечивать доступ представителя поставщика газа к приборам учёта и газоиспользующему оборудованию для проведения проверки. В случае отказа в допуске поставщик газа вправе приостановить подачу топлива.
Следует помнить! Несвоевременные платежи за потреблённый природный газ предусматривают начисление пени (п. 14 статьи 155 Жилищного кодекса РФ). При задержке платежа на срок от 31 до 90 дней - 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, от 91 дня и более - 1/130 ставки, действующей на день фактической оплаты. Также долги могут привести к судебным издержкам (в случае взыскания задолженности в судебном порядке), ограничению предоставления услуги, ограничению выезда за пределы РФ, наложению ареста на имеющееся имущество.
Платежи за газ принимаются во всех отделениях «Почты России», Сбербанка России, ОТП Банка, Россельхозбанка, на сайте www.omskregiongaz.ru в разделе «Абонентам».
Суд - крайняя мера
Ситуация с задолженностью населения перед управляющими компаниями и поставщиками коммунальных услуг серьёзная. Омичи задолжали организациям солидные суммы, исчисляемые уже миллиардами рублей.
О способах мотивировать неплательщиков погашать свои долги перед компанией рассказала исполнительный директор ООО «УК «Наш Дом ЖЭУ-2» Ксения Долинная:
Ксения Долинная |
«Любая организация к концу года начинает предпринимать более активные действия по приведению финансовых итогов года к общему знаменателю. Не исключение и управляющие компании. Так, наша организация ежегодно проводит традиционную акцию «В новый год без долгов», в её рамках УК предлагает клиентам погасить всю имеющуюся задолженность по состоянию на 31 декабря текущего года. За это им будут списаны уже начисленные пени за просрочку.
Используем в работе и другие рычаги воздействия. Например, активно сотрудничаем с ресурсоснабжающими компаниями. В частности, наши специалисты вместе с поставщиком электроэнергии проводили мероприятия по отключению электричества в квартирах злостных неплательщиков. Надо отметить, что при всей конфликтности процедуры она имеет хороший эффект: люди начинают оплачивать потреблённые услуги.
Ещё одной из мер, принятой уже непосредственно внутри нашей организации, является распределение многоквартирных домов между специалистами компании. За каждым домом закрепляется сотрудник, который обзванивает, а иногда и обходит квартиры должников. Надо сказать, что такое напоминание тоже достаточно эффективно. К тому же это всё-таки более мягкий и щадящий метод воздействия на неплательщиков, чем прямое обращение в суд.
Хотя и через суд стараемся решать возникающие вопросы, но только с совсем уж злостными нарушителями финансовой дисциплины. Когда люди не платят за услуги более полугода - тогда мы и принимаем решение обратиться в судебные органы. Кстати, недавно наши специалисты провели совместно с представителями службы судебных приставов рейд по квартирам должников, в отношении которых был вынесен судебный приказ и имеется исполнительное производство. В совокупности все эти шаги позволяют серьёзно повысить собираемость платежей. Нам остаётся в очередной раз обратиться к нашим клиентам с просьбой вовремя оплачивать квитанции за коммунальные услуги».
Неожиданная конкуренция
Бывает, что на своевременность платежей населения за услуги ЖКХ влияют такие привходящие факторы, как всенародные праздники.
В итоге Дед Мороз становится иногда и конкурентом управляющих компаний: на подарки уходят последние деньги, и расходы на обязательные платежи некоторые люди предпочитают перенести на более поздний срок.
Стабильность есть
Олеся Воропаева |
«Мы уже много лет работаем в направлении уменьшения долговой нагрузки населения перед компаниями в сфере ЖКХ, и могу сказать, что процент платежа у нас достаточно высокий. Конечно, 100%-го показателя добиться невозможно, но главное, что благодаря стабильности мы можем сформировать бюджет на год. В этом процессе наблюдается определённая ритмичность: мы знаем, когда начинаются пиковые нагрузки, а когда нас ждёт спад по платежам, - рассказывает генеральный директор УК «Левобережье» Олеся Воропаева. - Стоит ли говорить, что в январе-феврале уже традиционно многие люди не способны заплатить. И мы понимаем, что это связано с новогодними праздниками и традициями покупать хорошие подарки родным и близким, из-за чего денег на постновогодние хлопоты просто не остаётся. Зато потом, в течение года, эти цифры выравниваются, и, как правило, к декабрю большинство наших жильцов стараются рассчитаться со всеми долгами. Получается, что неожиданными конкурентами сферы жилищно-коммунальных услуг как раз и стали праздники, которых в нашей жизни становится всё больше. Маркетологи торгового рынка создали целую праздничную индустрию. Она работает на то, чтобы как можно чаще привлекать людей делать покупки. Реклама подогревает ажиотаж, и это на самом деле становится проблемой для нашей сферы. Необходимость покупать всё более дорогие подарки выводит людей из ритмичного режима погашения обязательных платежей».
Снежный ком
«Мы чётко понимаем, что если добросовестный плательщик вдруг попадает в категорию людей, которые на протяжении нескольких месяцев не оплачивают услуги ЖКХ, нужно как можно скорее попытаться помочь ему решить эту проблему, - продолжает Олеся Зиновьевна. - По опыту работы я уже знаю, что у жильцов существует некая точка невозврата: если человек не платит месяцев пять, то ему становится всё равно на накопление этого снежного кома долгов. Поэтому мы начинаем бить тревогу, если человек не платит на протяжении трёх месяцев, и используем все законные методы для этого.
Во-первых, высылаем уведомление о задолженности, во-вторых - претензию, а третьим шагом становится подача иска в суд. Многих это отрезвляет: удаётся прийти к нормальному ритму платежей. Когда собственник на первом этапе получает уведомление о задолженности, мы предлагаем несколько вариантов, как избежать суда.
Если получено уведомление о долге, никто не мешает прийти в организацию и написать заявление о рассрочке платежа. Её предоставят на полгода при условии, что потребитель будет оплачивать все выставленные квитанции за этот период и минимум по 1/6 от суммы задолженности ежемесячно.
А людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию и потерявшим работу, мы готовы предоставить рабочее место дворника, разнорабочего, мусоропроводчика и уборщика мест общего пользования. У нас в обществе почему-то сформировался какой-то стыд заниматься рабочим трудом. Мне кажется, более стыдно быть должным и ставить под угрозу спокойствие своих близких. Представляете, какой стресс для детей и престарелых родителей, когда в квартире происходит опись имущества?».