Примерное время чтения: 14 минут
333

Как прошёл отопительный сезон в Омской области? Мнения эспертов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. АиФ в Омске 25/04/2018
Лето пора ремонтов!
Лето пора ремонтов! / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Органы власти и надзорные ведомства уверяют: нынешний зимний период для коммунальной сферы региона прошёл успешно. Нет особенных волнений и по поводу будущего. Система выстроилась и стабильно функционирует во всех муниципальных районах и областном центре. 

В чём стабильность?

«Я могу охарактеризовать нынешний отопительный сезон одним словом - стабильность. В коммунальной системе нет понятий «хорошо» или «плохо». Стабильно - это достаточно высокая оценка работы отрасли и наших предприятий, - комментирует замминистра строительства и ЖКК региона Дмитрий Шикалов. - Были, конечно, инциденты на сетях тепло-, водо-, электро- и газоснабжения. Но все они устранены в нормативные сроки. А количество тех, для устранения которых потребовалось больше шести нормативных часов, можно пересчитать по пальцам одной руки».

По словам чиновника, подобные ситуации никак не сказались на качестве оказания услуг для населения Омской области. В минстрое отмечают, что в регионе традиционно был достаточно высокий процент готовности всех теплоисточников к старту отопительного периода. Особенно отличился Омск, который три года подряд успешно получает паспорт полной готовности отопительной инфраструктуры. Да и в целом по региону 61% муниципальных районов имели подобные документы. Для сравнения, раньше эта цифра достигала 25%, потом 39%. В общем, динамика положительная.

«Из отрицательных моментов: мы пока не можем решить до конца вопрос погашения задолженности за газ ресурсоснабжающих организаций. Зимой даже  была угроза отключения ряда источников. Сейчас перед профильным министерством и администрацией Омска стоит задача помочь устранению проблемы. Для этого работает специальная комиссия под руководством зампреда регионального правительства Сергея Фролова», - подчеркнул Шикалов.

«Суммы, которые задолжали ресурсники газовикам, немаленькие, - соглашается замдиректора департамента городского хозяйства Омска Александр Рюмкин. - Мэр пригласила всех должников на совещание, по итогам которого были разработаны графики погашения. Их исполнение было взято на особый контроль руководством города.

Чиновник подчеркнул, что причины подобных задолженностей ресурсников обычно носят объективный характер. В первую очередь это связано с задолженностью потребителей перед компаниями, обеспечивающими тепло в квартирах».

«Ресурс отгружается именно в зимний период, а платежи от потребителей распределены равномерно на 12 месяцев. В итоге долг возникает зимой, а оплата поступает в течение всего года. Этот дисбаланс существует в интересах конечных потребителей. Кстати, в межотопительный период задолженность падает на 40% за счёт оплаты жителей», - объясняет Александр Рюмкин.

Серьёзных проблем с отоплением не было ни в городе, ни в области.
Серьёзных проблем с отоплением не было ни в городе, ни в области. Фото: АиФ/ Александр Фирсов

При этом чиновник заметил, что сам отопительный сезон в городе проходит в штатном режиме. В Омске последние девять отопительных периодов проходят без аварий.

Зачем увеличены расходы?

Что касается следующего отопительного периода, то чиновники уверены: регион сможет подготовиться к нему ещё более успешно. Динамика по сокращению инцидентов должна быть продолжена.

На всех предприятиях, которые осуществляют тепло- и водоснабжение населения, сейчас идёт разработка производственных программ. После чего они представят планы в региональный минстрой, где и будет свёрстан общий для области план ремонтных и подготовительных работ.

Уже сейчас просматриваются первые контуры этой деятельности: планируются капитальный и текущий ремонты, реконструкция сетей и технологического оборудования. В принципе, ресурсники готовятся к стандартному объёму работы.

«С другой стороны, как оценить масштабность перемен? Есть сёла, где мы будем ставить новые газовые модули. На уровне субъекта это текущая работа, а для села это очень важно. Вообще в регионе продолжается программа модернизации, для этого привлекаем как бюджетные, так и внебюджетные инвестиции. И расходы на эти цели растут. Если в прошлом году мы выделяли около 70 млн руб. из субсидий областного бюджета на развитие отрасли, то сейчас  уже 220 млн руб.», - заключает Дмитрий Шикалов.

Что ждёт исистему водоснабжения?

Эта зима показала, что системы водоснабжения и водоотведения Омска способны выдержать холода. Летом предстоит провести масштабную подготовительную работу, чтобы и следующей зимой вода в краны горожан поступала без перебоев.

Любой прорыв устраняется за несколько часов.
Любой прорыв устраняется за несколько часов. Фото: ОАО "ОмскВодоканал"

Как отзимовали?

«Зимний период для компании прошёл без особых эксцессов, даже несмотря на сложные погодные условия, - рассказывает директор по производству ОАО «ОмскВодоканал» Павел Козлов. - Нетипично малый снежный покров и, как следствие, сильное промерзание грунта стали серьёзной проверкой для всех систем».

В самые холодные месяцы земля промерзала почти на три метра. Но и это не помешало специалистам обеспечить качественную работу систем водоснабжения и водоотведения, а возникающие инциденты устранять в нормативные сроки.

Избежать проблем зимой помог­ла летняя ремонтная кампании. В прошлом году заменили 15 км трубопроводов, выполнили текущий и капитальный ремонт водопроводных и канализационных сетей, провели модернизацию нескольких десятков общественных водозаборов.

«В тех местах, где колонки наиболее часто замерзали в прошлые годы, были установлены системы электроподогрева. Сейчас таких водоразборов в городе около 60. Чтобы жители частного сектора зимой не оставались без воды, предприятие продолжит работы этим летом», - пообещал Павел Козлов.

У предприятия уже сформирована и утверждена РЭК Омской области производственная программа мероприятий на летние месяцы. Как и в 2017 году, запланирована замена 15 км труб, запорной арматуры, капитальный и текущий ремонт сетей. Предприятие приобретает новую технику: в прошлом году закуплены насосы, вакуумные машины, обновлены автомобили бригад аварийно-восстановительных работ. В этом году парк пополнит новая автоцистерна для доставки воды жителям на время проведения ремонтных работ. А ещё приобретут новый комплекс телеинспекции для контроля состояния трубопроводов.

Помимо производственной, на предприятии есть и стратегическая инвестпрограмма модернизации. В её рамках была введена в эксплуатацию вторая очередь сооружений повторного использования промывных вод на Ленинских очистных водопроводных сооружениях. Вода, которая раньше после промывки фильтров возвращалась в Иртыш неочищенной, сейчас остаётся на предприятии. Она очищается и снова используется в процессе водоподготовки. Для экологии главной водной артерии Омска это значимое событие.

«Кстати, инвестиционная программа, в отличие от производственной, не финансируется населением в тарифе на водоснабжение. Третий год подряд в тарифе нет инвестиционной составляющей, и компания использует другие источники финансирования, - объясняет Павел Козлов. - Нынешняя инвестпрограмма заканчивает своё действие в 2019 году, но уже сейчас специалисты разрабатывают новую программу масштабных инвестиций».

Аварийные службы сразу же выезжают на место аварий.
Аварийные службы сразу же выезжают на места аварий. Фото: ОАО "ОмскВодоканал"

Сколько накопилось долгов?

Однако иные источники финансирования стратегического развития систем водоснабжения и водоотведения не исключают необходимость оплаты потребителями оказанных услуг. Иными словами, горожане должны быть заинтересованы вовремя оплачивать квитанции, которые им выставляет компания. Ведь высокое качество услуг должно поддерживаться на этом уровне и дальше. Тем более что платят омичи за воду меньше, чем жители соседних регионов, а по качеству омская вода входит в пятёрку лучших водопроводных вод страны.


767 МЛН РУБЛЕЙ ДОЛЖНЫ ОМИЧИ ЗА ВОДОСНАБЖЕНИЕ.


«К сожалению, сумма дебиторской задолженности потребителей ежегодно растёт. По данным на 1 апреля, она составляет 767 млн руб. И большая часть - долги населения. С прошлого года она выросла на 34 млн руб., и в общем «пироге» составляет 654 млн руб.», - рассказывает руководитель центра обслуживания абонентов ОАО «ОмскВодоканал» Инна Федоренко.

Специалисты компании принимают меры по сдерживанию долгов. В частности, предусмотрена как досудебная, так и судебная практика взаимодействия с неплательщиками. Специалисты предприятия готовы оформить соглашение на рассрочку долга, ведь у потребителя может возникнуть сложная финансовая ситуация.

Правда, и исков в суд организация вынуждена подавать значительно больше, чем раньше. Если в прошлом году подавали 2000 исков в месяц, сейчас эта работа увеличена вдвое - до 4000 исковых заявлений.

«Часто потребители даже не знают, что на них заведено исполнительное производство. В нашем случае это может произойти в тот момент, когда потребитель «забыл» сообщить компании о продаже недвижимости или изменении количества проживающих в квартире жильцов. Бывает, абоненты долгое время не передают показания приборов учёта. В итоге мы вынуждены идти в суд, потому что по действующему законодательству компания обязана производить начисления даже в случае отсутствия актуальных показаний приборов учёта», - разъясняет Инна Федоренко.

На какой срок отключат горячую воду?

Как рассказали в ресурсоснабжающей организации, каждый год рассматривается, есть ли техническая возможность сокращения сроков прекращения горячего водоснабжения летом для проведения положенных гидравлических испытаний магистральных трубопроводов тепловых сетей.

В компании всегда заранее готовятся к отопительному сезону.
В компании всегда заранее готовятся к отопительному сезону. Фото: Пресс-служба компании

Где живут счастливчики?

В 2018 году срок отключения горячей воды составит всего пять суток в микрорайонах Релеро, Судоремонтного завода, Аграрного института, Телецентра, Парковом, ООО «Микрорайон» и 11-м и 12-м микрорайонах Левобережья. Если говорить о количестве зданий, то всего на пять суток отключат горячую воду в 10 детских садах, 21 учебном и семи медицинских учреждениях, а также 344 жилых домах.

Также в компании отметили, что  уже  несколько лет лишь на пару дней отключают летом горячую воду в горбольнице им. Кабанова, БСМП-1, роддоме № 6 и санатории «Омский».

Что касается собственно отопительного сезона, то в целом он в Омске прошёл успешно, так как к нему хорошо подготовились. Так, например, ещё 3 октября 2017 года АО «Омск РТС» первой из ресурсоснабжающих компаний города получило паспорт готовности к осенне-зимнему периоду, подтвердив статус надёжного поставщика тепловой энергии. Вследствие хорошей подготовки и отопительный период прошёл без сбоев.

Также специалисты констатируют, что в 2017 году по сравнению с 2016-м значительно снизились потери на тепло­сетях, и объясняют это хорошим ремонтом и реконструкцией теплоизоляции трубопроводов. Во время подготовки к отопительному сезону минувшим летом ресурсоснабжающая организация провела капремонт сетей, заменив 4135 м трубопроводов. Ещё 2013 м трубопроводов заменено в рамках текущего ремонта. Восстановлено 3153 м тепловой изоляции и около 9000 м покровного слоя.

В компании следят за состоянием труб.
В компании следят за состоянием водопроводных труб. Фото: Пресс-служба компании

Сколько километров заменят?

Как только закончится отопительный сезон, сразу начнутся ремонты. Предполагается заменить 12 участков теплотрасс общей длиной 4738 м, а во время проведения гидравлических испытаний заменят ещё 2000 м труб различного диаметра. Также запланировано восстановление теплоизоляции на 31 317 м трубо­проводов.


1,5 МЛРД РУБЛЕЙ ОМИЧИ ДОЛЖНЫ ЗА ОТОПЛЕНИЕ И ГОРЯЧУЮ ВОДУ.


В компании понимают свою ответственность за бесперебойную работу в отопительном сезоне, однако потребители не спешат рассчитываться за полученные блага цивилизации. Задолженность населения с начала 2018 года увеличилась на 6,6%, составив на 1 апреля 1,576 млрд руб.

Предприятие вынуждено обращаться в суд. Так, за I квартал 2018 года удовлетворено 6760 исков и заявлений о выдаче судебных приказов в отношении физических лиц на 255,55 млн руб. Через службу судебных приставов, Сбербанк России возвращена задолженность 21,02 млн руб., что на 7,57 млн больше по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.

Со своей стороны, организация работает над максимально доступными для населения сервисами оплаты квитанций и передачи показаний приборов учёта. Например, в I квартале 2018 года внедрена функция передачи показаний счётчиков горячей воды через голосового робота и терминалы электронной очереди в абонентских отделах. У потребителей появилась возможность безналичной оплаты через РОS-терминалы непосредственно у специалиста после сверки расчётов.

Компетентно

Олег Хилько

Олег Хилько, заместитель генерального директора по энергосбытовой деятельности АО «Омск РТС»:

«До 18,8 млн руб. увеличилась задолженность управляющих компаний и ТСЖ за общедомовые нужды. 1,1 млн руб. обеспечены исполнительными листами и решениями Арбитражного суда, компания подала иски ещё на 5 млн руб. Помимо обращений в суд, мы оставляем за собой право инициировать в отношении управляющих компаний, товариществ собственников жилья и жилищных кооперативов процедуру банкротства».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах