Прошедшая Олимпиада показала – для спортивных побед и медалей необходимо быть не только «выше, быстрее и сильнее», но и обладать железными нервами, выдержкой и силой воли. Психология в спорте едва ли не решающий фактор в борьбе за чемпионство.
Жаль только, что в спортивных детско-юношеских школах практика общения подрастающих чемпионов с психологами встречается очень редко. Почему так происходит? Как выбрать для ребёнка вид спорта, исходя из его темперамента? И можно ли любого человека замотивировать на победу? Об этом мы поговорили со Светланой Суприяновой, педагогом-психологом Центра художественной гимнастики.
Извечный стресс
Ольга Минайло, omsk.aif.ru: Светлана, часто бывает, что родители выбирают для ребёнка такой вид спорта, который совершенно не подходит под его характер. Как не ошибиться?
Светлана Суприянова: Спортивную секцию можно подобрать исходя из темперамента ребёнка. Например, импульсивным и эмоциональным холерикам подойдёт бокс, рукопашный бой, где они смогут свою энергию направить в организованное русло. Дети-флегматики отличаются выносливостью, им можно рекомендовать занятия на лыжах, бег на длинные дистанции. Меланхолики вообще редко занимаются спортом, особенно активным, но хорошо дружат с животными. Вариант для таких детей – конный спорт. Терпеливые и работоспособные сангвиники успешно могут заниматься теннисом, гимнастикой. У нас в центре девочки с определённого возраста проходят специальные психодиагностические процедуры, на основании которых мы даем рекомендации родителям. За месяц до соревнований используются специальные психологически техники для снятия тревоги.
– Есть какие-то качества характера, которые со спортом никак не сочетаются? Что мешает добиваться побед?
– А чего дети в спорте больше всего боятся?
– Психолог не хирург, он не может в один момент удалить страх перед соперником или вселить уверенность в победе. Чтобы что-то изменить, необходимо регулярное воздействие в течение определённого периода времени. Бывает, что боятся, когда тренер начинает повышать голос, строго говорить. У одной нашей девочки был страх перед булавами. Но всё это решается на уровне разговоров. Стрессы у детей случаются перед ответственными соревнованиями. Например, когда проходит отбор на чемпионат России, а спортсмен туда не попадает. Это тоже нужно пережить, мобилизовать внутренние ресурсы, потерпеть до следующего года.
– Мне кажется, и в игре в шахматы можно испытать стресс. Это же психика, она гибкая и непредсказуемая. Спортсмен перед любыми стартами находится в стрессовом состоянии.
– Прошедшая Олимпиада показала, что нервы сдают у многих спортсменов. Фальстарт омички Татьяны Бородулиной в шорт-треке списали на это же…
– Знаете, я недавно читала статистику предыдущих Олимпиад и заметила интересную особенность. В составе российской сборной на Игры ездит 1-2 психолога, китайской 30, а американской – 40! Несложно догадаться, на каком это всё уровне в Китае и Америке.
– Так почему же у нас в Омске, да и во всей России спортивных психологов по пальцам пересчитать можно?
– Одни спортсмены и тренеры имеют негативный опыт общения с психологами, другие думают, что справятся сами. Третьи вообще не признают психологию, как науку. Но у тренера ведь свои задачи – голы, секунды, метры, результаты, балы… Для этого в отношении спортсмена нужна жёсткость, дисциплина. А психолог – своеобразный буфер, который помогает удержаться спортсмену на тонкой грани подготовленности.
Худеем с психологом
– Вы работали и с нашими олимпийскими чемпионками – Евгенией Канаевой и Ксенией Дудкиной. Что помогает им выигрывать и выдерживать сумасшедший спортивный режим?
– Женя редко в Омск приезжала, она в основном занималась на базе в Новогорске. Помню, как она однажды пришла ко мне и рассказывала, как между собой гимнастки в Новогорске общаются. Там важно было не потерять свой внутренний стержень, так как психические нагрузки там очень высокие. Давно это было, году в 2007, ещё до Олимпиады в Пекине и Жениных олимпийских медалей. У Жени огромная сила воли, она уверенная в себе девочка, целеустремлённая. Даже если в душе у неё будет буря эмоций, она никогда этого не покажет. С Ксюшей они похожи по характеру. Ксюша довольно твёрдый, жёсткий человек. При равных условиях на соревнованиях обычно побеждает тот, кто более стрессоустойчив и правильно относится к промежуточным неудачам.
– Что касается наших «художниц», то Канаева и Дудкина, наверное, мотивация не столько для детей, сколько для их родителей. Часто случается, что мамы настраивают детей на то, что они обязательно должны стать чемпионками?
– Часто, но это пресекается. Хорошо, если дети хотят стать чемпионками, но девочки, когда получают первую нагрузку, реально оценивают свои силы. Девочки постарше свои амбиции не показывают, а вот малыши часто говорят, например, «Посмотрите, как я красиво носочек тяну! А Женя так тянет?». Хотя, конечно, родители детям голову забивают…
– Замотивировать на победу можно любого человека?
– Любого. Мотивация – один из важных моментов в спорте, хотя, конечно, сильная мотивация может провоцировать страх. Один спортсмен ставит себе задачу – вкалывать 5-10 лет, но к результату обязательно прийти. А есть дети, которых нужно постоянно держать в тонусе, поддерживать их.
– Знаю, что вы работает не только с гимнастками, но даже с боксёрами, фигуристами, бойцами… Разный вид спорта – разная психология?
– Классификаций по видам спорта нет, один и тот же специалист может работать хоть с боксёрами, хоть со скалолазами. Главное разобраться в отдельных моментах конкретного вида спорта, вплоть до сленга, который употребляется в среде спортсменов. Я работала с фигуристами, боксёрами. Был мальчик – рукопашник, у которого после неудачных соревнований вместо стремления к победе появился страх проигрыша. А человеку уже за 20 лет, сформировавшаяся психика, нужно было время, чтобы расположить его к себе, так как многие психотехники построены на активном участии самого спортсмена. Гимнастки часто испытывают психологический дискомфорт из-за того, что не могу похудеть. Наберут лишний вес и начинают стесняться – шорты длинные надевают, в зеркало то и дело на себя смотрят. И с этой задачей можно справиться, используя специальные психотехники. Но нужно быть аккуратными, чтобы стройность не перешла в болезненную худобу. Было в моей практике, что девочки переходили на одно детское питание. Но питание ведь должны быть правильным, ты можешь и булку съесть и не поправиться, но съёсть её в определённое время, а потом сходить на тренировку.
– Напоследок расскажите, зачем всё-таки люди идут в спорт больших достижений? Какие цели преследуют?
– В прошлом году СибГУФК проводил исследование на тему мотивации занятий спортом и потребности детей в спорте. У наших гимнасток на первом месте стояла потребность в самосовершенствовании. Далее шла потребность в достижениях, общественном признании, одобрении со стороны авторитетных лиц. А вот материальное стимулирование, что примечательно, вообще оказалось на последнем месте.