Людмила Белова возглавляет большое образовательное учреждение – адаптивную школу – детский сад № 292, которую называют лучшей площадкой для коррекционной работы. Тому подтверждением стала победа во всероссийском конкурсе «Детский сад года – 2020».
Только по призванию
Наталья Корнеева, «АиФ в Омске»: Людмила Степановна, расскажите о своём пути в профессии.
Людмила Белова: После окончания первого педагогического училища вернулась в родной Муромцевский район. Начала трудиться комсомольским работником и поступила в на филологический факультет пединститута. После зарождения маленькой ячейки общества главу семейства перевели по службе в Омск. В школе № 66 я продолжила работать по комсомольской линии.
В этот период заведующий районным отделом народного образования Николай Пашков, заметив мой потенциал руководителя, назначил заведующей ясли-садом № 5, который находился у сельхозинститута. Через полгода плодотворной работы меня назначили заведующей крупного учреждения – ясли-сад № 292. С этого началась моя карьера руководителя в 23 года. И вот уже 40 лет я на этом посту.
- Сложно было?
- Да, было непросто. Начала создавать коллектив, в котором были люди только по призванию. Много сил и труда вложила в создание уюта в учреждении. В реконструкции нуждались не только стены, но и педагогическая деятельность. Мы открыли группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи, что послужило дальнейшему расширению и развитию детского сада № 292. В трудные для всей страны девяностые годы мне предложили перейти в большое здание с бассейном, которое ранее принадлежало нефтезаводу, бассейн действует и сейчас. А ещё я горда тем, что вместе со мной в новое здание перешёл весь коллектив. Повторюсь, что случайных людей у нас нет. Мы - единое целое, понимаем друг друга, помогаем, взаимодействуем. Я их всех уважаю.
- В моей зоне ответственности находятся четыре здания, которые расположены в трёх округах города Омска и Омском районе. Как выстраиваю? Основная, административная работа у меня запланирована в здании на 50 лет Профсоюзов. По мере необходимости посещаю другие структурные подразделения. Хотелось бы бывать чаще, но так как они расположены территориально далеко друг от друга, в течение недели не хватает на это времени. Но новые цифровые технологии позволяют руководителю решать вопросы онлайн.
- Те, кто работает с детьми, знают, как это непросто. Педагоги адаптивного, коррекционного образования несут двойную ответственность. Что должно быть в этих людях? К чему они должны быть готовы?
- Отдавать силы, время, энергию, эмоции, передавать знания и подавать пример, быть воспитателем и наставником, находиться на постоянной связи с коллективом и родителями. Наши педагоги работают со сложными детьми, у которых порой медицинская карта гораздо толще, чем у взрослых. От их методов, умения найти подход к каждому ребёнку зависит многое. И главное, сможет ли воспитанник адаптироваться в мире, где царит понятие нормы и каждый, кто не соответствует ей, рискует быть подвергнутым нападкам.
- Детей с проблемами стало больше? Если да, то почему, как вы думаете?
- Да, в данный момент очень много детей с нарушениями здоровья. Причины - загрязнение окружающей среды, образ жизни. Нынешние родители - дети 1990-х годов, когда страна пережила многое.
- А было ли такое в начале вашей профессиональной деятельности?
- Проблемы с речью у детей были всегда, но с тяжёлой речевой патологией и множеством нарушений здоровья стали появляться после девяностых годов и сейчас идут по нарастающей. Я переживаю о том, что в учреждении сейчас 29 детей-инвалидов.
Проект - помощники
- Людмила Степановна, как вы оцениваете нововведение страны - нацпроекты? Ваше учреждение участвует в них?
- Конечно. С 2019 года мы участвуем в региональном проекте «Поддержка семей, имеющих детей», с 2020 года - в федеральном проекте «Успех каждого ребёнка». Оба принадлежат к нацпроекту «Образование». Созданы новые места дополнительного образования. В учреждении организованы группы для воспитанников и обучающихся по четырём направленностям: физкультурно-спортивная, техническая, туристко-краеведческая и естественно-научная. Обучение осуществляется во всех четырёх зданиях. Пополнена материально-техническая база. Это помогает детям с тяжёлой речевой патологией развиваться разносторонне: игра в шахматы, работа в мультипликационной студии, проведение гидробиологических опытов, изучение родного Прииртышья.
Самое главное в нашей профессии - не стоять на месте. Появляется масса новых возможностей, этим надо всегда интересоваться! Кроме этого, в нашем учреждении есть оборудование, помогающее в развитии и коррекции речевых, зрительных, слуховых, двигательных функций, тактильного восприятия, графомоторных навыков и так далее. Наша работа не ограничивается участием в национальных проектах. Каждое из структурных подразделений реализует свои проекты.
Учреждение является образовательной площадкой «Кластер непрерывного казачьего образования». Структурное подразделении № 1 сотрудничает с Фондом развития Омской области им. С. И. Манякина, реализуя проекты социальной и практикоориентированной направленности. Структурное подразделение № 2 реализует проект «Светлое кино». Структурное подразделение № 3 реализует большой проект по изучению Омского Прииртышья, в рамках которого была открыта уникальная детская метеостанция, где дети узнают об облаках и дождике, солнце и ветрах и о природе (фауна и флора).
- О вашем учреждении знают и в Омске, и в России в целом. Расскажите об этих связях.
- Мы сотрудничаем с общественными организациями, национальными культурными центрами, воинскими частями. Мы приезжаем к ним в гости, они к нам. Возрождение нашего учреждения начиналось с создания центра духовно-нравственного, патриотического, эстетического воспитания личности ребёнка под руководством митрополита Феодосия.
В стенах нашего учреждения проходил международный обучающий семинар. Участники семинара - педагоги из семи регионов Российской Федерации, а также профессора Загребского университета (Хорватия) Владимир Козина, Акрап Котевски, профессор Бельгийского университета Жустра Миа и директор Московского педагогического государственного университета Б. А. Коростелёв.
- Ваши труды ведь оценили на всероссийском конкурсе!
- Да, в прошлом году все структурные подразделения принимали участие во Всероссийском конкурсе «Детский сад года - 2020» и стали победителями. Представляете, конкуренцию - 74 тысячи детских садов!
- Какими наградами оценён ваш многолетний труд?
- Я имею значок «Отличник народного просвещения». Неоднократно становилась победителем социалистического соревнования начиная с 1979 года. Награждена медалью и внесена в энциклопедию «Лучшие люди России». Являюсь «менеджером года» в Омской области. Неоднократно моя фотография была занесена на доску почёта в учреждениях образования Омской области. Получила диплом за первое место в международном конкурсе «Современное образование - 2020». Также под моим руководством учреждение ежегодно занимает призовые места в областных конкурсах «Лучший дворик», «Зимние поделки», «Коррекционно-развивающая среда», «Все краски мира», «Театральная весна» и многие другие.
Внук печёт пироги
- У вас скоро юбилей. Действительно день рождения 1 апреля?
- Да, и это иногда было поводом подшутить надо мной.
- Что вы делаете в свободное время?
- Я живу в режиме «дом - работа - дом - министерство». И дача. Есть пять соток с обычным домиком, где я могу переключиться.
- Ваша дочь тоже стала педагогом?
- Да, пошла по моим стопам, уже 25 лет педагогического стажа. Она очень принципиальная, въедливая, творческая. И активнее меня.
- А внуки чем занимаются?
- Внуки погодки, оба с золотой медалью окончили школу, потом СибАДИ с красными дипломами. И уже на выпуске им предложили работу, один сейчас в Тюмени, другой в Петербурге.
- Не страшно было отпускать? Кто им обед сварит…
- Вы что! Они у нас умеют всё! Они готовят класса с шестого, наверное. Алёша пироги и блины печёт лучше нас. Ещё и оригинальные рецепты выискивает.
- Не пожалели, что пошли в педагогику?
- Да я ничего другого и не знаю. С детства ребятишек вокруг себя собирала и много с ними играла. Наверное, такое предназначение, и я считаю, что с честью его выполнила.