Милана Михайлиди стала лучшей в областном этапе Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям». Она – наставник Биоквантума детского технопарка «Кванториум», который считают новой моделью дополнительного образования детей.
Их деятельность похожа на обычные кружки и секции, только более усовершенствованные. И точно это профориентационная структура: дети в «Кванториумах» не только получают удовольствие от того, что занимаются интересным делом, но и могут определиться со своей будущей профессией.
Педагог? Наставник!
Наталья Корнеева, omsk.aif.ru: Милана Викторовна, сколько лет вы работаете в «Кванториуме»? И что для этого нужно было окончить?
Милана Михайлиди: Я окончила бакалавриат и магистратуру по направлению «Биотехнология» Омского государственного технического университета. Так что я не педагог, а в большей степени наставник. А в 2018 году вышло постановление президента о том, что студенты старших курсов по схожему направлению могут преподавать. Так что я на вполне законных основаниях с четвёртого курса работаю в «Кванториуме». Мой стаж – три года.
- Это наука, предметом которой является использование живых организмов и продуктов их жизнедеятельности для решения каких-то практических задач. Как, например, получают кисломолочные продукты? Бактерии сквасили молоко путём брожения и получился кефир. Биотехнология как наука нашла применение в пищевой промышленности, энергетике, фармацевтике, сельском хозяйстве, генной инженерии и других сферах.
- Как детям объяснить такое особое направление в биологии?
- Я стараюсь всё объяснять на примерах. Взять те же продукты питания. Спрашиваю, знают ли учащиеся, как производят их любимые кисломолочные продукты. В целом ребята понимают, что «с молоком что-то происходит», и после этого я им рассказываю и показываю, что именно происходит и какие бактерии в этом участвуют.
- Каков возраст ваших учеников?
- В «Кванториуме» занимаются ребята с 12 до 18 лет, группы разновозрастные.
- Это особенность «Кванториума»? Не тяжело?
- Я думаю, это особенность дополнительного образования в целом. Это, быть может, тяжело с точки зрения организации учебного процесса, но в этом есть своя прелесть. Сейчас актуальна система наставничества, и именно в таких разновозрастных группах можно прийти к продуктивной работе.
Начинаем с инструкций
- Каких занятий больше – теоретических или практических?
- У нас много оборудования, есть ноутбуки с выходом в интернет. Я стараюсь не читать им лекции, а преподносить информацию через интересные презентации и интерактивы. Пытаюсь в рамках одного занятия преподнести и немного теории, и немного практики. Иногда использую формат самостоятельной работы, ведь у меня занимаются подростки со своими возрастными особенностями. Им тяжело сидеть на одном месте целое занятие, нелегко воспринимать монотонную информацию, поэтому у нас постоянно происходит смена деятельности. Иногда во время выполнения лабораторных работ мы можем собирать пробы по «Кванториуму» и на прилегающей территории.
- У вас богатое оборудование. С какого прибора начинают работать ребята? С микроскопа?
- Всё начинается с правил работы и инструкций по технике безопасности. Так как мы работаем со стеклянной посудой, скальпелями, иглами, химическими реактивами и дорогостоящим оборудованием, важно соблюдать технику безопасности. Инструкции составляем вместе, я предлагаю ребятам определить, какие они видят опасности в нашем кабинете, а затем мы обсуждаем список правил, которые необходимо соблюдать. Затем начинаем изучать лабораторную посуду: пробирки, колбы, инструменты. А потом уже оборудование. У нас есть оборудование для выращивания микроорганизмов: термостат и шейкер-инкубатор; имеется автоклав и сухожаровой шкаф, используя которые мы изучаем методы стерилизации; хроматограф, оборудование для генной инженерии и многое другое.
И действительно, самым популярным является микроскоп. Многие вообще биологию ассоциируют с этим прибором.
- Что детей интересует сейчас? Какие темы они выбирают?
- Темы разнообразные. Например, за три года около десяти человек пожелали разобраться в вопросе влияния курения табака и вейпов на организм. Кроме того, кванторианцы интересуются микробиологией, третий год в рамках сетевого взаимодействия с 130-й школой идёт длительное изучение методов борьбы с плесневыми грибами и их спорами, эта тема сейчас актуальна.
Исследования ребят из биоквантума находят применение в быту, промышленности и медицине.
Ребята изучают организм человека, используя нейрокострукторы. Обучающиеся биоквантума прошли в финал международного конкурса «Школьный патент - шаг в будущее» с темой о влиянии COVID-19 на организм подростков. Они провели серьёзное исследование, которое включало анкетирование, снимали показатели ЭКГ, артериального давления и пульса у переболевших и не переболевших подростков.
- Какой-то вывод сделали?
- Да, и это зафиксировано в итогах исследования. Доказано, что COVID-19 оставил след на физиологическом состоянии школьников. И представьте себе, девочки в 9-10 классе научились расшифровывать кардиограммы.
- В этом году у нас две работы, связанные с темой вермикомпостирования. Это использование дождевых червей и почвенных микроорганизмов для переработки пищевых отходов. Одна пара использовала свою вермиферму для переработки отходов, а вторая изучала влияние червей на состав почвы. Сейчас ребята исследуют использование муцина, содержащегося в слизи улиток ахатина, в косметологических целях.
- У вас уже выпускники?
- В том году был мой первый выпуск, выпустились четыре ученика. Двое поступили в наш медицинский университет. Кроме того, мои выпускники, ученики гимназии № 85, которые занимались в биоквантуме в рамках сетевого взаимодействия, все поступили в высшие учебные заведения. А некоторые пошли по моим стопам и учатся на биотехнологов в Санкт-Петербурге и в Москве.
Борьба за умы
- Мы сейчас живём в мире фейков, как детям противостоять всему этому?
- Учим разбираться, кто опубликовал новость и с какой целью это сделал, сколько человек ознакомились с этой информацией. Какие пишут комментарии. И вот так, по ступенькам мы начинаем разбираться, правда это или нет. Так и с другим материалом. По стилю текста, комментариям можно понять, стоит ли публикация их внимания, так учимся избавляться от информационного шума.
- Как вы учите их отличать научный текст от ненаучного?
- Сейчас в образовании очень актуальна тема функциональной грамотности, к ней относится читательская, финансовая, математическая, естественно-научная, глобальные компетенции и креативное мышление. Мы здесь как раз развиваем всё понемногу. Умение работать с текстом и выбирать важное – в том числе. Они к своему возрасту уже понимают, что такое литературный язык и просторечие. Если в тексте используются просторечия– это наверняка не научный текст. Я их учу всё и всегда проверять, искать похожие страницы, источники, откуда взялся этот текст. Википедию мы не используем, Яндекс-дзен тоже. Мы работаем только с научными источниками.