Сражения выигрывают не генералы, а школьные учителя - так говорил первый канцлер Германии Отто фон Бисмарк. Согласимся с генерал-фельдмаршалом. Именно педагоги - от детсадовской скамьи до студенческого возраста - формируют личности в новых поколениях.
Разговоры о важном
В этом учебном году в организации образовательного процесса произошли существенные изменения. Связывают их с вызовом времени. Главное новшество, которое зарекомендовало себя как символ объединения, - учебная неделя начинается с поднятия государственного флага и исполнения гимна.
Понедельники в классах - это ещё и «Разговоры о важном». Уроки имеют особую направленность, основанную на историческом просвещении и изучении традиций российского общества. В этом учебном году будут опираться на обновлённые федеральные государственные образовательные стандарты, которые предполагают усиление того самого исторического просвещения. И плюсом к этому делается упор на развитие детского общественного движения.
Российское движение школьников, которому в этом году исполняется восемь лет, расширили: предполагается вовлечь младшеклассников в общественное движение «Орлята России». Добавим, что ребята, выполняя определённую работу, во-первых, приобретают навыки и опыт, во-вторых, расширяют круг знакомств. И третье (немаловажное) - пополняют своё портфолио.
Так, участие в движении волонтёров даёт дополнительные баллы при поступлении в вузы. Если выпускник отработал 10 часов, к его аттестату добавляется четыре балла.
Наверное, надо сказать и о новых традициях - это проект-акция «Парта героя». Он о выпускниках школ, совершивших доблестные поступки.
Ближе к жизни
Усилен в этом учебном году такой аспект, как практикоориентированность. Например, в курс различных предметов включены занятия по финансовой грамотности. Кое-где уже начали вводить и новый предмет «Вероятность и статистика».
Всё больше внимания уделяется профильному обучению: почти каждая сфера заинтересована в новых кадрах, потому никого уже не удивляет медицинский или космический класс. Своих специалистов растят Газпром, Ростех. Есть опыт работы педагогического вуза во взращивании кадров для школ. Выпускникам психолого-педагогических классов дают навыки преподавания.
Подход к организации внеурочной деятельности Минобразование России в этом году систематизировало: это обязательный элемент основной образовательной программы.
Задачи перед системой стоят новые, но хватит ли на это кадрового обеспечения? Где взять хорошего учителя - вопрос для школы, к сожалению, вечный.
«Плюшки» и бонусы
В Омской области реализуется программа «Земский учитель», в рамках которой предоставляются весомые выплаты. В 2022 году в сельские школы трудоустроились восемь человек, в их числе не только омичи, но и жители Краснодарского края, Амурской, Томской, Новосибирской, Московской областей, Республики Тыва. Все они получили ЕДВ в размере 1 млн руб. За миллионом можно поехать в Исилькуль, Называевск, Полтавку и Таврическое, там очень нужны учителя.
В ногу с новыми вызовами
«У педагога функция воспитания и обучения всегда была, но сейчас меняются функции и задачи перед учителями, - отмечает ректор Омского государственного педагогического университета Иван Кротт. - Сегодня учитель больше наставник для учащихся. В данный момент идёт быстрый процесс цифровой трансформации, появляются вызовы, связанные с этим. И учитель сегодня стал полифункционален, теперь он помогает ученику определить контент, который использует.
Каналов для получения информации много, учитель - лишь один из них. И в этом смысле философия немного меняется. В педагогическом университете мы объясняет студентам, которые придут в школу работать, что их роль будет совершенно другой. Она не будет такой, как 20-30 лет назад, потому что реалии другие, условия тоже и роль меняется.
Система образования - это срез общества. Если общество предпринимает определённые шаги, то система образования шагает с ним в ногу. Сейчас обсуждают развитие исторического образования, историко-культурный стандарт - это связано с вызовом времени, яркий пример того, как образование реагирует на вызов общества».
Дать возможность совмещать
«Я училась на третьем курсе, когда мне позвонила учительница, которая готовила меня к ЕГЭ, и сказала: «Ирина, выручай, нам нужен учитель истории и обществознания». До 1 сентября оставалось два дня, и у меня не было времени подумать и принять взвешенное решение. Мне пообещали помогать, дать наставника - и я согласилась, - рассказала учитель истории и обществознания школы № 81 Омска, студентка 5 курса ОмГПУ, победитель профессионального конкурса «Дебют-2023» Ирина Силантьева. - Мой профессиональный путь начался с небольшой ставки, и первые мои школьники - это шестой класс, одна параллель. Стараюсь совмещать с учёбой, у меня вторая смена: с утра хожу на пары, а потом веду уроки. Если появляются вечерние пары, университет даёт право студентам, которые работают в школе, учиться по индивидуальному плану и сдавать предметы в удобное для нас время.
Самое сложное - начать и влиться в новый ритм, в новую сферу. Мой совет тем, кто захочет совмещать учёбу и преподавание: всё делать постепенно. Взять несколько часов для начала, с каждым годом увеличивать нагрузку. Тогда войти в профессию будет легче».
Воспитать в своём коллективе
«В нашем коллективе 34 педагога, семеро молодых. Пятеро из них имеют стаж 3-4 года, двое пришли в этом учебном году. Я согласна с тем, что удержать специалиста можно и заботой, и комфортными условиями. Но самую главную задачу мы в своём коллективе видим так: воспитать своего педагога, - говорит директор Москаленской средней общеобразовательной школы Марьяновского района Нелли Горбунова. -Из семи этих педагогов, четверо - выпускники нашей школы. Сразу снимается ряд проблем: они знают историю школы, уклад её, традиции. Знают всех учителей, и это важно. Им не нужно, что называется, вливаться. Они могут сосредоточиться на своей педагогической деятельности. Мы им доверяем, не ходим своей управленческой командой к ним на уроки. Пусть они знакомятся с детьми, находят общие интерес, решают проблемы. Месяца два им должно хватить на адаптацию.
И наставники, которых мы, конечно же, прикрепляет, полгода приглашают только к себе на урок, чтобы молодой учитель смог сориентироваться в педагогическом пространстве. Ребята приветствуют молодых педагогов, потому что они находятся на одной волне, тем более тоже были учениками этой школы».