В июле 1891 года Омск жил в ожидании и предвкушении визита наследника Российского престола Великого князя Николая Александровича. Будущий император всея Руси возвращался из дальнего восточного путешествия через Сибирь.
Событие это было нерядовое, государи и члены царской фамилии редко одаривали своим внимание провинцию, а Омск так и подавно.
Подготовка к визиту
Как и сейчас, визиты таких особо важных персон готовились заранее, программа пребывания тщательно продумывалась и согласовывалась. Но тут случилось неожиданное: путешествие цесаревича было резко свернули из-за скандала в Японии. На наследника престола было совершено нападение, царь затребовал вернуть сына в столицу. Так что изначально ждали цесаревича позже, чем он прибыл, поэтому наверняка организаторы пребывали в определённой степени волнения. Однако, всё прошло хорошо.
14 июля 1891 года он прибыл на пароходе, три дня провёл в городе. Во время визита Николай Александрович побывал в церквях, женской гимназии, приюте для бедных детей. Посетил казачий праздник и казахскую кочёвку. В последний день 16 июля цесаревич принял участие в закладке Успенского кафедрального собора. Сейчас расписываются на сваях нового строительного объекта, тогда наследник престола поместил четыре золотых монеты в основание фундамента. С этого момента началась история строительства храма.
Новичок-архитектор и выбор стиля
Местом для закладки нового собора выбрали бывшую крепостную эспланаду с берёзовой рощицей. Для нового культового объекта было составлено три проекта; два отклонили, потому что для храма, в закладке которого принял участие венценосный наследник, требовалось что-то величественное, мощное и значимое.
Церковь должна была стать доминантой всего городского пространства, что собой олицетворял проект Эрнеста Вирриха (1860- после 1949). Это был новичок в храмостроительстве: в 1890-м году он окончил Императорскую академию художеств, причём сначала живописное отделение, а потом архитектурное. Омский собор в его жизни был первым самостоятельным строением. При проектировании он вдохновлялся храмом Воскресения Христова на Крови (Спас-на-крови), который был возведён в Санкт-Петербурге на месте покушения на императора Александра II. Обращал внимание архитектор и на храмовую архитектуру XVII века.
Вот что писала о стиле Вирриха искусствовед, заслуженный работник культуры РФ, почётный член Российской академии художеств Алла Гуменюк (в годы воссоздания Успенского собора – заместитель министра культуры Омской области. – Ред.).
«…Успенский кафедральный собор олицетворял собой настоящий, хорошо отработанный «русский стиль» официального толка. Выбранные за основу формы храмовой архитектуры середины XVII века композиционно решены в традициях академической классики с применением парадной симметрии. Пятиглавый собор с мощным центральным куполом и высокой шатровой колокольней выглядел торжественно и монументально. Он поражал современников обилием декора и полихромией фасадов».
Объект был сдан в 1898 году. Городская площадь у храма, естественно, стала называться Соборной и стала главным местом проведения светских и церковных мероприятий. Постепенно вокруг храма создался архитектурный ансамбль с архиерейским домом и духовной консисторией (ныне управление МВД и ФСБ), Ольгинским приютом трудолюбия для детей-сирот (ныне - Епархиальное управление) и т. д.
В 1895 году образовалась Омская епархия, что активизировало строительство культовых сооружений. Конечно, каждый новый храм был не похож на другой, но все они возведены в том самом «русском стиле». Уже нет Свято-Троицкого собора при железнодорожной станции, во имя святого Михаила Клопского (ныне сквер им. Карбышева), во имя преподобного Павла Комельского чудотворца (находилась на территории, занимаемой корпусами агрегатного завода). В это же время появляется церковь Параскевы Пятницы (Шкроевская), что находится на ул. Куйбышева, 1. Богородице-Братскую церковь установили на ул. Скорбященской (ныне ул. Гусарова). В Атаманском посёлке построили церковь во имя Святого Николая Чудотворца (находится на ул. Труда). Одной из последних построек в этом стиле стал небольшой храм Всех скорбящих радости на территории военного госпиталя.
Получилось, что сам того не ведая, архитектор Виррих поработал над созданием облика города. Сейчас это забота дизайнеров.
Архиепископ, адмирал, чекист
Храм жил насыщенной жизнью, он стал главным в Омске. Безусловный расцвет его, пусть и недолгий, приходится на годы епископства Сильвестра Ольшевского. Тот прибыл в Омск в 1915 году. Судьба первого омского святого, в том числе посмертная, тесно связана с собором.
Февральскую революцию в городе встретили народным праздником на Соборной площади. Октябрьскую – настороженно. В феврале 1918 года появился декрет об отделении церкви от государства и школы. Новая власть потребовала передать в распоряжение здания епархии. Прихожане интерпретировали это как самоуправство, собрались на митинг, который тут же был разогнан. На следующий день верующих не пустили в храм, в ответ 4 февраля 1918 года прихожане провели крестный ход, а в ночь с 5-го на 6-е начались аресты священнослужителей.
Был убит келейник и эконом Успенского собора Николай Цикура. Арестован сам Сильвестр. Надо понимать, что в то время церковь имела сильнейшее влияние на умы человеческие, за владыку встала паства, и под давлением верующих его отпустили.
В июне 1918 года в Омск вошли войска Чехословацкого корпуса, затем, сменяя одно другим, стали формироваться правительства России. В ноябре, в разгар Гражданской войны, Сильвестра Ольшевского избрали главой Высшего временного церковного управления в Сибири. Именно он в 1918 году привёл к присяге адмирала Колчака как Верховного правителя России. Надо ли говорить, что архиепископ был последовательным в борьбе с большевиками и влиятельной фигурой для пропаганды.
В ноябре 1919 года белый Омск пал, в него вошли красноармейские полки. Жизнь сделала крутой поворот. Собор и всё недвижимое имущество епархии было передано новым властям. С 1923 года службы в храме не велись, здание пустовало. В 1933 году были сняты купола, утварь передали в музей.
Судьбу главного храма Омска решил начальник Омского НКВД Эдуард Салынь. В феврале на заседании президиума областного исполкома Советов он предложил снести здание. Собор взорвали, на его месте возвели сад и Дом пионеров. Позже появился фонтан со скульптурой оленя.
Новое время
В 1999 году верующие настояли на возведении креста на бывшей храмовой территории, в 2005-м принято решение о воссоздании Успенского кафедрального собора. 2 июля 2005 года начались работы по раскрытию его фундамента и инженерные изыскания. Проектные разработки проводились совместно Омско-Тарской епархией, министерствами культуры и образования Омской области, специалистами археологами под руководством Попечительского совета. Самым удивительным стало обретение мощей архиепископа, он был захоронен в потайной комнате под притвором Николая Чудотворца. Но в этом нет ничего особенного – это вписывается в православную традицию.
14 октября 2005 года в основание храма установлен закладной камень. 15 июля 2007 года Успенский кафедральный собор был торжественно открыт.