Велосипед, безусловно, летний вид транспорта. Крайне редко кто-то катается на нём весной и осенью, кроме самых ярых поклонников двухколёсной тяги.
Однако как только наступают каникулы, в разы больше становится аварий с участием детей – как пешеходов, так и велосипедистов.
С двух сторон
Проблема как во владельцах автомобилей, так и в велосипедистах. Первые нередко просто не видят юных участников движения, вторые не соблюдают Правила дорожного движения и пренебрегают элементарными мерами безопасности. Но самое печальное, что родители со спокойной душой отпускают детей «покататься», даже не задумываясь о том, где их чадам можно ездить, а где нельзя.
Сергей Картавенко |
«На территории Омской области зарегистрировано 20 дорожно-транспортных происшествий с участием велосипедистов, в результате которых три человека погибли и 17 получили травмы, - рассказывает начальник УГИБДД УМВД России по Омской области Сергей Картавенко. - С участием детей-велосипедистов на территории региона зарегистрировано девять дорожно-транспортных происшествий, в результате которых девять детей были травмированы. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года число автоаварий с участием детей-велосипедистов, а равно и пострадавших увеличилось в четыре с половиной раза».
Многие используют свои байки как практичное транспортное средство и передвигаются на нем в магазины, на дачу, природу и даже на работу. Единственная проблема – отсутствие необходимого количества специальных велодорожек.
Для безопасного передвижения каждый велосипедист должен строго придерживаться Правил дорожного движения, в которых среди прочего прописано, по какой стороне дороги должен ехать велосипедист.
Так, движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов. Если все эти дорожки отсутствуют, то взрослый велосипедист может ехать по обочине либо даже по автодороге, но неукоснительно соблюдая правила. Когда люди забывают об этом, происходят трагедии.
Так, в дежурную часть ГИБДД поступило сообщение о ДТП на Окружной дороге в Октябрьском административном округе. Там со второстепенной дороги на нерегулируемый перекрёсток выехал велосипедист, которого водитель двигавшегося по главной дороге КамАЗа попросту не заметил. В результате 61-летний велосипедист скончался на месте.
К счастью, ни один ребёнок в этом году пока не погиб, но пострадавшие есть. Так, на ул. Карбышева в Омске 24-летний водитель автомобиля «Фиат» сбил мальчика-велосипедиста 2013 г.р. Ребёнку понадобилась медицинская помощь.
Дошколята и подростки
Что касается детей постарше, то ребята от 7 до 14 лет могут ездить по тротуарам, велосипедным, велопешеходным и пешеходным дорожкам и в границе пешеходных зон. Им запрещено выезжать на проезжую часть дороги, обочину и специальные полосы для велосипедов.
Увы, ежедневно мы видим, как подростки явно младше 14 лет едут по проезжей части, пересекают дороги, не спешиваясь, не имеют защитной амуниции. Лишь единицы имеют на самом велосипеде или на одежде световозвращающие элементы, необходимые для движения вечером. Ведь водители других транспортных средств в условиях наших не очень освещённых улиц их просто не видят!
Мало кто из взрослых отважится остановить чужого ребёнка и спросить, почему он не соблюдает ПДД. Одни боятся услышать в ответ не очень приличный ответ, другим – и таких большинство – попросту всё равно. Не их дети, и ладно.
Согласно ПДД, передвигаться синхронно с потоком автомобилей – это наиболее безопасный вариант для каждого транспортного средства. Но на дороге следует развивать и удерживать довольно высокую скорость: не меньше 20 км/час. Придерживаться такого скоростного режима необходимо, поскольку слишком медленная езда может создать помехи автомобилям, так как им придется маневрировать, объезжая велосипедиста.
В особенности это касается более узких дорог, где разъезд со встречным и попутным транспортом затруднён. Стоит отметить, что высокая скорость оправдана только в том случае, если все остальные транспортные средства движутся быстро.
Велосипедистам запрещается:
- управлять велосипедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
- перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 метров по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
- перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
- перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
- пересекать дорогу по пешеходным переходам.
Не стоит думать, что велосипедист в случае ДТП останется безнаказанным.
«Ч. 2 стр. 12.29 КоАП РФ (нарушение ПДД лицом, управляющим велосипедом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения), предусматривает административный штраф в размере 800 руб., - рассказывает Картавенко. – А ч. 3 ст. 12.29 КоАП РФ (нарушение ПДД лицом, управляющим велосипедом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения и находящимся в состоянии опьянения), предусматривает административный штраф в размере от 1000 до 1500 руб».
Специальные знаки для велосипедистов
Для обозначения манёвра ПДД предусматривают следующие знаки:
- Перестроение или поворот направо: правая рука вытянутая или левая вытянутая рука, согнутая в локте.
- Перестроение или поворот налево: левая рука вытянутая или правая вытянутая рука, согнутая в локте.
- Остановка: любая поднятая вверх рука.
- Ямы справа: правая рука, опущенная вниз.
- Ямы слева: левая рука, опущенная вниз.
Не рекомендовано применять альтернативные способы (согнутая рука), поскольку водитель может и не понять. При движении колонной первым подаёт знаки ведущий, а все члены группы немедленно их повторяют.