В переводе с английского слово «Tutor» как существительное означает «репетитор, опекун», как глагол - «наставлять» и даже «обращаться с кем-то строго». Но зачем же российской системе образования, где есть учителя и психологи, иностранные конкуренты? Выяснял корреспондент omsk.aif.ru.
Наставник из прошлого.
Наставничество – старинный институт. Он начал формироваться в средневековых английских университетах — Оксфорде и Кембридже. В давние времена молодые люди сами выбирали, на какие лекции будут ходить, а их наставники помогали распознать, какие именно занятия принесут максимум пользы ученику, исходя из его интересов и особенностей.
Традициями наставничества славилась и царская Россия. В аристократических семьях для образования и воспитания детей нанимали гувернёров. Сопровождая обучение ребенка с раннего возраста, именно они порой становились лучшим друзьями для своих учеников и проводниками в мир знаний. Целью наставников было «подстроить» обучение и воспитание под определенные задачи, исходя из личностных особенностей своего ученика.
Наименование «тьютор»закрепилось в русской педагогической практике благодаря англофилу Михаилу Каткову, русскому публицисту, издателю и педагогу. Катков был одним из основателей лицея в Москве в память о цесаревиче Николае, а ещё раньше, в молодости, он и сам работал репетитором и гувернёром.
В наши дни, когда в бешеном информационном потоке и взрослый захлебнётся, система наставничества приобрела новые смыслы. Образование хоть и медленно, но учится быть гибким, всё больше разворачиваясь в сторону индивидуализации. Уже сегодня во всех омских школах старшеклассники ежегодно защищают индивидуальные проекты: сами выбирают тему, исследуют ее, делают выводы и защищают перед комиссией, а помочь им в этом как раз должны тьюторы.
«У нас в городе 153 школы. Тьюторы есть только в половине из них. Пока эта специальность воспринимается как новая, она активно развивается. В России нет учебных заведений, где готовили бы именно тьюторов. Но зато есть три сертифицированных центра по подготовке тьюторов: в Томске, Ижевске, Москве. Пока из 153 омских школ такие специалисты есть только в половине учреждений: по одному на каждое», - рассказала Мария Мельникова, социальный педагог Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Чему научит тьютор?
С 2022 года должность «тьютор» включена в номенклатуру должностей педагогических работников образовательных организаций. Появление специалиста по сопровождению учеников стало откликом на процесс индивидуализации системы образования, т.е. создания таких условий обучения, при которых максимально раскроется личность ученика. Деятельность тьютора находится на стыке двух наук – педагогики и психологии.
По-другому, тьютор – это наставник. Цель такого специалиста не отметки, а развитие личности ребенка, его самостоятельности. Учитывая интересы своего подопечного, его психофизиологические особенности специалист ведёт личность к успеху. Например, школьник увлекается греко-римской борьбой, но не любит физику. Задача тьютора – заинтересовать своего подопечного: показать, как законы сложной науки работают в спорте.
«Наставник много разговаривает с ребёнком. Ему важно создать доверительные отношения. И в то же время это должен быть авторитетный человек с широким кругозором, - рассказывает Мария Мельникова, социальный педагог городского Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. - В зависимости от способностей и потребностей ученика он выстраивает карту развития, сейчас принят термин «маршрутизация», как раз такой специалист помогает проложить путь в успешное будущее. «Тьюторство» позволяет будущим выпускникам определиться с профессией, понять, что им интересно в жизни и как можно достичь своих целей».С 2022 года должность «тьютор» включена в номенклатуру должностей педагогических работников образовательных организаций.
Кому положен тьютор в школе?
В школе тьютор должен быть выделен каждому учащемуся, который получил соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). При наличии таких рекомендаций родители могут направить в администрацию школы заявление в письменном виде с просьбой организовать тьюторское сопровождение. Это не означает, что тьютор работает только с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Но для таких учеников — наставник - это необходимое звено инклюзивного образования (форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях - Ред.), он помогает ученику успешно войти в школьную среду. В результате работы тьютора ребенок с ОВЗ получает возможность иметь высокий образовательный уровень и успешно развиваться в социуме.
Нужен школе тьютор или нет, каждое образовательное учреждение пока решает самостоятельно. Регламента по количеству учеников на каждого специалиста не существует. Специалисты предсказывают, что в будущем потребность в наставниках будет только увеличиваться, поскольку, во-первых, растет родительский запрос на персональный подход в обучении, а во-вторых, психологи отмечают, что одна из основных черт современных детей - это яркий индивидуализм.